Шартрский собор снаружи

Sep 14, 2015 16:14

Первый из виденных мною готических соборов, чей экстерьер впечатляет больше интерьера с его дивными витражами 12-13-го веков. И это таки откровение, потому как на фотографиях в учебниках по архитектуре и книжках по истории искусств Нотр-Дам-де-Шартр со своими разномастными башнями выглядит несколько неуклюжим, кривобоким, дисгармоничным, особенно по сравнению с аккуратненьким Нотр-Дам-де-Пари и стройным красавцем Нотр-Дам-де-Реймс. Это как раз тот редкий случай, когда есенинский афоризм теряет актуальность: главного в гигантском Шартрском соборе на расстоянии не увидать, пока не встанешь перед ним лицом к лицу.




Прежде всего поражает глубина порталов и невероятное обилие скульптуры, густо облепившей колонны, стены, своды, тимпаны, капители и вимперги, не оставляя пустоте ни малейшего шанса. Удивительнее всего - отличная сохранность горельефов на архивольтах порталов, что после Великой Французской революции - невиданная редкость.



























Весь скульптурный декор собора был создан в пору высокого Средневековья и никак не позднее второй половины 13-го века. Тем не менее, знаменитых S-образных сладострастно выгнутых фигур, выдающих руку мастеров зрелой готики, здесь не найдешь: ветхозаветные пророки и пророчицы вкупе с царями и мучениками как будто кол проглотили, демонстрируя идеальную правильность осанки.













Но искреннее участие вызывают вовсе не они, а целый ряд симпатичнейших персонажей, коих они попирают ногами, - от длиннокудрых дев и крестьянского вида парнишек до неведомых зверушек, живущих в своем мире и переживающих массу всевозможных житейских перипетий, ни мало не сообразуясь с превыспренними существами, ежеминутно давящими на их спины тяжестью своего духовного авторитета и, кажется, только тем и озабоченными, как бы еще усложнить их существование.













А к этим милым зверопатутам с улыбкой чеширского кота я прониклась особо.



Так они выглядели до реставрации:



После страшного пожара 1194 года от прежнего романского собора сохранились только три портала со столпообразными, непропорционально вытянутыми фигурами святых, напоминающими романские барельефы тимпанов в Мон-Сен-Мишель и Везле.







Королевский портал.



Западный фасад с романским окном-розой в виде колеса фортуны.





Поскольку Шартр лежал на главном паломническом пути, ведущим в Сантьяго-де-Компостела, на стенах домов и мостовых - таблички с указанием расстояния, которое еще предстоит пройти.



Да и сам Шартр был не последним в списке популярных паломнических мест: в соборе с IX века хранится Плащаница Девы Марии.

Вид на хоры. Шартрский собор был первым, где появились аркбутаны (поддерживающие своды наружные арки), что позволило увеличить высоту хоров на 36 метров и на тот момент сделало собор самым высоким в Европе.





Собор и окрестности.

















Франция, готика, Шартр, Шартрский собор, скульптура

Previous post Next post
Up