Анималистические мотивы скульптурного декора собора в Лане

Apr 29, 2014 17:13

Раннеготический собор в Лане (Пикардия) не поражает воображение ни высотой, ни размерами, ни богатством скульптурного убранства, ни витражами. Впрочем, всего этого странно было бы требовать от всего лишь второго во Франции после Сен-Дени собора, выстроенного в новом для Европы готическом стиле, особенности коего еще только начинали вырисовываться, выкристаллизовываясь из романики.
К тому же Ланский собор с момента постройки в начале 13-го века вплоть до последнего времени ни разу не реставрировался, поэтому скульптура, вырезанная из мягкого известняка, за 800 лет существования сильно пострадала от дождя и ветра, сохранившись на фасаде и башнях лишь частично. Но, насколько можно судить по оставшемуся, резчик имел ярко выраженный талант анималиста. Бросаются в глаза и запоминаются вовсе не статуи Мадонны и местночтимых святых, заполняющие фронтоны порталов, а бесчисленные бычьи головы, там и сям торчащие между колонн центральных башен.






Несмотря на то, что собор, как и большинство готических соборов Франции, посвящен Богородице и носит типичное для них название Нотр-Дам, чудесами он обязан вовсе не ей, а обычному быку, работавшему на строительстве. Чудо, вообще говоря, несколько странное, на мой сторонний взгляд, и заключалось оно просто-напросто в том, что в один прекрасный миг, бык, нагруженный камнями, выломанными в ближайшем известняковом карьере, исчез, а камни остались висеть в воздухе, двигаясь в сторону недостроенного собора сами собой. Данный факт немедленно был признан чудом, и собор украсился бычьими головами, ощетинившись рогами в разные стороны. Снизу трудно признать данное изображение за бычье. Длинные, острые рога, повсюду торчащие на западном фасаде, где вообще принято было изображать чертей и адские муки, скорее, навевают мысли о прародителе зла, и, если бы не подъем на одну из башен, где с близкого расстояния можно было удостоверить портретное сходство скульптурного быка с настоящим, я бы так и осталась в заблуждении относительно истинной природы прототипа изображения.



Кроме быка в скульптурном декоре (о фантастических химерах и горгульях я не упоминаю) наличествуют маски кошек, собак, ослов, помещенных на один из карнизов северного фасада. Но интереснее и необычнее всего два водостока в виде голов бегемота и носорога, обрамляющих центральный портал западного фасада.







Необычность заключена не только в экзотичности этих животных для Франции и не только в удивительном факте знакомства средневекового мастера с подобными зверюшками (хотя на самом деле это вызывает немалое изумление), но в том, как это сделано. Бегемот и носорог воссозданы настолько реалистично, со всеми тонкостями передачи строения черепа, лепки ноздрей, век, рта, шейных складок, что трудно атрибутировать это как средневековое произведение. Тем более в сравнении с прочими анималистическими скульптурами и рельефами собора, превосходными, но и несколько условными, что типично для романского и готического искусства.
Чем объяснить поразительную достоверность изображения животных, знакомых человеку Средневековья лишь понаслышке и вряд ли превосходящих для него по степени реальности драконов и химер? У меня нет даже тени сколько-нибудь правдоподобного объяснения.

Еще немного Нотр-Дам-де-Лан.
Сказав, что этот собор ничем особо не блестит по сравнению со своими знаменитыми собратьями, я погрешила против истины. Во-первых, этот собор, в отличие от всех прочих, был построен в удивительно короткие сроки, всего за 80 лет. Во-вторых, опять же в отличие от других готических соборов, он имеет не две башни, а четыре (задумывалось вообще шесть), причем эти восьмигранные башни образованы семью узкими стрельчатыми арками, поддержанными с четырех сторон двухъярусными аркадами, опирающимися на шесть тонких, изящных колонок, что придает всей конструкции необычайную воздушность и невесомость.











Вид водостока сверху.



Вид Лана с верхнего яруса северной башни.



Интерьер во многом сохраняет черты романики.

















Эскиз башни Ланского собора из альбома-дневника архитектора-пикардийца 13-го века Виллара де Онекура.





архитектура, Франция, скульптурный декор готических соборов, готика, Пикардия, Ланский собор, скульптура

Previous post Next post
Up