7-8 марта в моём любимом Вахтанговском театре состоялась премьера спектакля "Улыбнись нам, Господи" моего любимого Римаса Туминаса...
http://www.vakhtangov.ru/shows/ulybnis_nam Спектакль поставлен по романам Григория Кановича "Улыбнись нам, Господи" и "Козлёнок на два гроша". Первую постановку по этим произведениям Туминас сделал ровно 20 лет назад в Литве. Спектакль в Вильнюсе канул в лету, так как умер исполнитель одной из ролей. Но Римас не смог "расстаться" с этим спектаклем, и теперь он в Москве. Спектакль ставил уже известный моим друзьям (по моим отзывам) творческий союз - Римас Туминас, Адомас Яцовскис (сценография) и Фаустас Латенас (музыка). Не могу не отметить также работу Александры Яцовските (костюмы) и Майи Шавдатуашвили (свет)...
Это спектакль-притча, спектакль-сама жизнь... В нём нет активного действа, событий, 3 с лишним часа зритель погружён в мысли, чувства простых "маленьких людей" - несчастных стариков евреев, которые едут на повозке из своего "родного" (в кавычках!!!) местечка в Вильнюс... Сын одного из этих евреев стрелял в генерал-губернатора, они едут то ли проститься с ним, то ли спасти... Сам режиссёр поясняет: «Куда бы мы ни поехали, куда бы ни шли, мы едем и идем к нашим детям. А они идут и едут в противоположную от нас сторону все дальше и дальше… И никогда мы с ними не встретимся…»
Их путь и не будет простым: у них украдут лошадь и им придётся встретиться с цыганами, закончится еда для лошади, один из них (Авнер Розенталь) захочет повеситься (но для него это значит - стать деревом), а в конце концов он умрёт...
Ещё более сложной, чем этот путь, является вся их жизнь - жизнь бедных евреев без Родины: в спектакле есть рассуждения о Иерусалиме, о том, почему нет бедных среди птиц, среди деревьев, о том, зачем жить...
Актёрский состав сильнейший:
Эфраим Дудак - Сергей Маковецкий
Шмуле-Сендер Лазарек - Евгений Князев
Авнер Розенталь - Виктор Сухоруков
Козочка - Юлия Рутберг
Хлойне-Генех - Виктор Добронравов
(очень хочу посмотреть и других исполнителей ролей Эфраима и Шмуле; Авнера играет только Сухоруков)
Удивительно точно были пойманы характеры еврейского населения и цыган в "массовых" сценах. Браво всем артистам!!! Ну а перечисленная пятёрка главных исполнителей оставила ошеломляющее впечатление!!! Ключевой в спектакле является та самая повозка, собранная из мебели, лавочек, стульев. Эти вещи их окружали, они словно олицетворяют что-то домашнее, родное. Это "багаж воспоминаний", который они всегда везут с собой... Одной из самых сильных сцен в спектакле стала сцена смерти Авнера... Он умер, но поднялась его душа, которой открылись ворота, и появился яркий, слепящий свет... И он отправился туда... И это ждёт каждого..Спектакль очень сложный... Это спектакль-философия: философия жизни, философия смерти. Он заставляет душу работать, он заставляет плакать, сочувствовать ближнему и думать о собственной жизни... Он поможет не зачерстветь...