Джон Ноймайер - хореограф и филолог

Mar 11, 2014 22:31

Маленькое лирическое отступление, но имеющее отношению к Ноймайеру... В среду 5 марта я была на экскурсии по Большому театру. "Закулисье" в широком смысле этого слова нам не показывали, ходили мы по тем местам, по которым каждый посетитель Большого ходит в антрактах, но всё-таки это было интересно!!! Театр без зрителей, работа в нём кипит, тебе рассказывают историю... Обычно во время таких экскурсий посетителей заводят в партер, усаживают и продолжают что-нибудь рассказывать, НО если на сцене репетиция, то партер отменяется. Тогда посетители поднимаются на 4 ярус и смотрят репетицию (в это время фото запрещены). И вот я как раз попала на репетицию..."Дамы с камелиями". 15 минут мы провели на 4 ярусе, наблюдая за происходящим на сцене (большинство не понимали, что это за репетиция, кто на сцене), но я-то увидела, что в зале, а потом и на сцене...  Джон Ноймайер!!!  Он давал указания артистам, пояснял: ну например, что они должны показать, что они все "без ума от Маргариты" ("припадайте на колени", что угодно, лишь бы быть рядом с ней); Маргариту репетировала Захарова (кто-то пошутил, что они и так все без ума от неё)... Говорил он и том, что "вы не обои, заполните собой всё пространство сцены")))  В общем это было фантастически здорово!!!
И вот я узнаю, что 10 марта в Бахрушинском будет с ним встреча.... Проявив чудеса сообразительности, я, не купив заранее билет, стала звонить утром в кассы. Естественно, мне ответили, что шансов попасть нет, все билеты распроданы. Аншлаг! Я расстроилась, но тут на фейсбуке в группе нашего замечательного класса критики появляется объявление, что есть бронь на несколько билетов и можно попасть на встречу!!! УРА!!!

И вот встреча! Программка - http://theor.jinr.ru/~smond/forum/Bakhrushin/Neumeier_2014-2a.pdf

Джон Ноймайер с первых же минут произвёл впечатление необыкновенно умного человека. Очень тонкие наблюдения, начитанность, интересные рассуждения о литературе, музыке - всем этим делился с нами хореограф (переводчиком была Новикова). Он говорил, что, конечно, он не приходит на репетицию с книжкой и не следует ей во всём "строчка за строчкой". Он создаёт новое произведение. Рассуждал о влиянии уже имеющегося опыта, об эмоциональной сфере вообще. Говорил об огромной роли музыки. Вновь подчеркнул, что приходишь в репетиционный зал без книжки. "Ты словно обнажён", а артисты требуют движения, активности. И твой главный "партнёр" - музыка... Довольно подробно рассказывал о взаимоотношениях со Шнитке... Рассуждал он о аполлоническом и дионисийском началах в музыке (когда речь шла о балете "Смерть в Венеции").

Очень интересно рассказывал о том, как шла работа над Гамлетом (первый раз ставил с Барышниковым, но результат оказался не самым лучшим), потом в Дании, но он понял, что когда ты погружён в материал, ты много чего там находишь, понимаешь, а зритель в зале может вообще ничего не понять!!! Он рассуждал, что у Шекспира нет однозначности в персонажах, что очень интересна предыстория Гамлета... Эти ответы показали, что перед созданием балета на литературной основе идёт колоссальная подготовительная филологическая работа (вообще очень чувствуется мощнейшая филологическая база)
Сам Ноймайер условно выделил три этапа работы:
-рационалистический, когда идёт обдумывание, подготовка
-интуитивный, когда есть только тело, музыка, движение, когда тобой движет инстинкт. Здесь он также отметил, что он старомодный хореограф, который "верит в пот", который сам двигается
-и вновь рационалистический, когда он смотрит на результат и произносит: о чём ты вообще думал? Как это можно было сделать??)))

Рассказывал Ноймайер о первом опыте постановки на литературную основу... Сказал, что поэзия ближе к балету...
Очень много для него самого значит работа "Страсти по Матфею".
Вопросы мастеру были достаточно объёмными, и он отвечал, что можно по каждому отдельный вечер проводить... Ах, я б не отказалась от таких вечеров!!!

Мне были интересны все видеозаписи, но самое сильное впечатление произвели: "Страсти по Матфею", "Отелло" и Ферри в "Даме с камелиями"...

Огромное спасибо всем организаторам встречи и самому Джону Ноймайеру, встреча с которым произвела на меня неизгладимое впечатление!!!

Несколько любительских фото на память:
афиша


подарки хореографу (книга "Артисты балета рассказывают" и набор афиш)






Ноймайер Джон, интересная встреча, балет, театральный сезон 2013-2014

Previous post Next post
Up