Майерлинг. Закрываем сезон в Станиславском

Jul 31, 2013 13:47

Если бы не было статистики, мы Вы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем  сколько раз я уже смотрела "Майерлинг". 8-ой раз, товарищи, 8-ой раз (с Полуниным 4-ый)... И каждый раз с ним как в первый раз... Я с интересом смотрела эту историю, хотя уже знаю весь балет наизусть, но особая магия погружает тебя с головой во все переплетения судеб этой сложной семьи...

Сразу было видно, что перед нами другой Рудольф, которого мы ещё не видели... Но, признаюсь честно, весь спектакль я не могла понять, а КАКОЙ он. Все предыдущие спектакли образы Рудольфа были разные, но я сразу понимала, что на этот раз главное. 28 я смотрела, всматривалась, думала...  И не сразу его понимала, он был разный на протяжении всего действа....
Свадьба Рудольфа продемонстрировала нам весьма благородного кронпринца. В нём была особая статность, достоинство настоящего кронпринца. Он вникает в политические вопросы и проблемы своей страны, выслушивая венгерских офицеров.
Но вот дуэты с Лариш (Анастасия Першенкова)  и мамой Елизаветой (Наталья Крапивина) (о них чуть ниже) показывают на уже не кронпринца, а просто мужчину, сына, любовника...
А в спальню к нелюбимой жене приходит уже взбешённый муж, у которого, видимо, особенное раздражение вызвал не выстреливший пистолет))) Эта сцена была не сыграна, а прожита на разрыв аорты, как сказали бы певцы... Бешенство, злость, готовность причинить боль, сдвинутая психика, собственные страдания - всё было переплетено в спальне Стефании (Анастасия Лименько) и Рудольфа, в которой он с каким-то особым остервенением издевался над несчастной супругой, что в конце концов вместо собственного раздевания, повалился обессиливший на кровать  (бедный Макмиллан))) И вот после ТАКОЙ сцены - антракт (чтобы зритель в себя пришёл)))
В таверне, куда Рудольф силой тащит жену (это было явно), он с интересом смотрит на Митци (Оксана Кардаш), сам участвует в общей гульбе, но сразу после всего этого "праздника жизни" предлагает уйти в мир иной Митци... Но вскоре появляется карета Лариш с миленькой Марией (Анна Оль), и интерес к жизни возвращается...
На дне рождении императора он откровенно скучает, его только слегка развеселила шутка над премьер-министром, но потом и скука проходит, а настигает ревность, злость, когда он видит маму с другим, а во время пения Шратт его видимо одолевают весьма плохие мысли, очередной приступ головной боли... Разрушение берёт своё...
В его покоях мы видим уже больного человека, пытающегося не спастись, но притупить боль, страдание очередным уколом, а охотничьем домике в Майерлинге перед нами просто законченный наркоман и больной человек...

Так какой же он, этот Рудольф? Он всё время был каким-то разным, но дело не в постепенном развитии и нарастании болезненности и драмы... В конце спектакля мне пришло в голову слово, которое объяснило все эти перепады... Он - мечущийся... Он всё время метался, метался (или его так бросало из стороны в сторону): от осознания благородства до воспоминаний о былой любви с Лариш, от выяснения отношений с супругой до скуки, от попытки забыться в таверне до полного разложения... Вот так и метался он весь спектакль, пока в конце перед нами не предстала полностью больная, "снаркоманенная" личность....

Ещё в заключительном спектакле было два фантастических дуэта, на которых хочется остановиться подробнее. Первый дуэт - Рудольфа и Лариш... В целом образ графини Лариш в исполнении Першенковой радикально не меняется, но зачастую приобретает разную окраску. 28 июля перед нами была да любящая, да взрослая и заботливая, НО в тот вечер её главным качеством была какая-то доступность для Рудольфа... Она, как бы это помягче выразиться... она была "гулящей женщиной"... Когда они остались наедине, Лариш  использовала все приёмы женского обольщения, чтобы попытаться вернуть Рудольфа. Поначалу он пытался отталкивать её, но она не сдавалась (она же женщина!).  Она напомнила ему о былых минутах их счастья, в какие-то моменты их танец казался танцем-воспоминанием о прежней страсти, о прежнем огне, в котором Лариш хотела сгореть вместе с Рудольфом без остатка... Лариш ластилась, прижималась,  вела себя как кошка, возбуждая, пробуждая у Рудольфа ответные чувства. Она была очень опытной в любовных делах Женщиной, а Рудольф в этом дуэте предстал просто Мужчиной...
Второй незабываемый дуэт - Рудольфа и Елизаветы. Во время спектакля 27 в сцене между Рудольфом-Смилевски и Елизаветой-Крапивиной, я подумала: вот что получается, когда муж и жена танцуют мать и сына. Но Полунин и Крапивина не муж и жена, а дуэт получился невероятно сексуальным. Но таковым он стал не с самого начала... В спальню к маме пришёл сын, слегка ссутулившись, он наклонился к маминым коленям, мечтая найти успокоение, но вероятно этот контакт и пробудил в Елизавете и Рудольфе, в матери и сыне далеко не родственные чувства... Перед нами был дуэт-борьба, борьба чувств, борьба желаний, борьба нравственности, долга и греха. Это был дуэт мужчины и женщины, испытывающих друг другу чувства смешанные, странные. С одной стороны, в дуэте были мать и сын, и сын хотел материнской ласки, которой он по сути не знал (ведь после его рождения право на воспитание отвоевала себе его бабушка - София Баварская, мать Франца-Иосифа и столь ненавистная свекровь Сиси), но с другой стороны, это оторванность друг от друга как матери и сына и породила тот греховный интерес друг другу... И вся эта борьба чувств, вся эта по сути трагедия была в дуэте, столь блистательно исполненным Крапивиной и Полуниным.
После двух ошеломительных дуэтов я подумала: ведь наверняка артисты заранее не могут договориться станцевать сегодня с особым чувством, это ведь невозможно отрепетировать. Получается именно во время спектакля они получают импульсы друг от друга, они отвечают посылам друг друга и рождается МАГИЯ... Вот поэтому зритель и может ходить на один и тот же спектакль много раз, ведь не знаешь, каков будет "градус" в том или ином эпизоде на этот раз, что нового ты увидишь в уже знакомом балете, какие чувства и мысли возникнут у тебя сегодня...

Вот таким интересным, ярким спектаклем закончил Музтеатр свой сезон. Спасибо ему за то, что в афише появился "Майерлинг". Огромное спасибо моим самым любимым исполнителям в этот спектакле: Полунину, Зеленскому, Першенковой, Крапивиной. Спасибо корде... Но самое большое спасибо не им, самое-самое большое-пребольшое спасибо человеку, который в 1974 году прочитал роман "Орлы умирают", который заинтересовался жизнью семьи Габсбургов и историей Австро-Венгрии. Спасибо Кеннету Макмиллану, который создал фантастически интересный балет, балет-историю, балет-трагедию. Спасибо ему за балет, в котором удивительно точно передана эпоха, костюмы, личности. Спасибо ему за пусть и спорную, но интересную хореографию, которая позволяет артистам изучать, вникать, думать, пробовать разные образы одного и того же персонажа. Спасибо ему за такой сложный, противоречивый, но чертовски интересный и магический "Майерлинг"



фото с сайта википедия

"Майерлинг", театр МАМТ, Макмиллан Кеннет, Першенкова Анастасия, Полунин Сергей, театральный сезон 2012-2013, балет, Крапивина Наталья

Previous post Next post
Up