20 июня в Музтеатре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко была запись балета "Лебединое озеро"... Будем следить за программой, так как запись должна быть показана на телеканале "Культура". Так получилось, что поделиться впечатлениями сразу у меня не получилось))) Но, может быть, оно и к лучшему...
"Лебединое озеро" в постановке замечательного хореографа Владимира Бурмейстера заслуживало того, чтобы остаться не только в памяти балетоманов, но и на "другом хранителе информации". Весь последний период чувствовалось, что в театре идёт интенсивная подготовка к ответственейшей записи 20 июня. На следующий день, 21 июня, осуществлялась запись в закрытом режиме (хотя, не стану скрывать, я бы с удовольствием посмотрела, как проходит закрытая запись)))
Одетта/Одиллия Натальи Сомовой вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, перед глазами ("живые или записанные") выдающиеся образы, созданные Плисецкой, Фонтейн, Захаровой, Лопаткиной... С другой стороны, сегодня в Стасике Сомова является всё-таки достойным лебедем. В сам день спектакля мне не хватило чувств, глубины, эмоций её Одетты... Не зря, многие балетоманы назвали её "снежной королевой". Чёрный акт выдался значительно ярче. Наверное, всё сыграло свою роль: более яркий костюм, музыка, способствующая накалу эмоций, сама балерина, вероятно, растанцевалась и раскрепостилась... Эта Одиллия была своенравной и красивой, немного коварной и соблазнительной. Она была противоложностью тихой, кроткой, немного бесцветной Одетты. И как она вскружила ему голову! В конце спектакля, когда добро всё-таки побеждает зло, этот лебедь, который вскоре превратился (точнее вернулся) в образ прекрасной девушки мне даже понравился. Но постараемся увидеть, досочинять, довоображать в этом "нарастании эмоциональности" некую логику. Злой и коварный Ротбарт превратил прекрасную девушку в лебедя, но вместе с этим он вполне мог "заморозить" её чувства. Её Лебедь не может чувствовать так же, как и человек... И только, простив принца, защитив его, вернув себе человеческий облик, она подарит ему всю свою любовь, нежность, трепет... Нужно только время, чтобы прекрасная девушка смогла довериться и раскрыться... По крайне мере, лично мне хочется на это надеяться...
Сергей Полунин в очередной раз иначе расставил акценты для своего Зигфрида. Мне показалось, что в январском спектакле принц был более закрытым, загадочным, была в нём самом какая-то тайна и недосказанность... В этом спектакле эмоции были показаны по-другому: ярче, сильнее, "открытее"... Присоединюсь к впечатлениям тех зрителей, которых "душевные муки Зигфрида" тронули больше, чем судьба несчастной Одетты... Но что интересно: "Лебединое озеро" Бурмейстера не даёт раскрыться Зигфриду танцевально (если можно так выразиться). С одной стороны, артист, играющий принца, не сильно перенапрягается, но, мне кажется, что в этом-то и таится главный подвох: а ты попробуй передать образ лицом и движениями тела, так, чтобы мы тебе поверили... Для этого Зигфрида (если мы говорим о хорошем спектакле, конечно) нужны безусловно выдающиеся актёрские данные. И как прекрасно артист передал душевное томление, тягу к чему-то неизвестному, но так его манящему. А как глубоко и сильно была сыграна сцена, когда Зигфрид понял, что он коварно обманут, что он совершил страшную ошибку. Какое отчаяние, метания и боль... Одной из сильных сцен балета является сцена, когда Зигфрид просит прощение и стоит на коленях, весь такой несчастный и раскаивающийся... Браво!!!
Удивительным в спектакле стал для меня и Дмитрий Загребин. В который раз вспоминается избитая фраза "маленьких ролей не бывает". Это не просто шут, который ничего не значит... Это шут, который способен и повеселить, но и постараться помочь, сделать всё, что в его силах. Такие роли тоже надо суметь сыграть!
Очень рада была видеть в адажио Кристину Шапран. Неравнодушна я к этой девочке. От неё исходит удивительный внутренний чистый свет. И ещё она очень артистична. Ты ей веришь. И я ей поверила, поверила в её влюблённость в принца, в её желание ему понравиться. Ах, какой был красивый дуэт!!! Но, поди-пойми этих мужчин))) Его что-то манило другое... А она с такой любовью на него смотрела, ведя роль до конца...
Не порадовала тройка лебедей (надеюсь их перезапишут), равно как и кордебалет лебедей, который предыдущие спектакли танцевал чистенько и слаженно (просто глаз радовали), а в день спектакля случался разнобой... Обидно... В четвёрке танцует моя любимая Анастасия Першенкова. Я уже писала, что хотела бы её увидеть Одеттой/Одиллией... В четвёрке лебедей я смотрела только на неё, и мне казалось, что именно с таким выражением лица танцуют Одетту... Какие скулы, опущенные глаза, какая обречённость и грусть... Анастасия - удивительная балерина!
Апрельские "танцы соблазнения" (испанский, неаполитанский, венгерский и мазурка) в чёрном акте мне показались ярче и эмоциональнее июньских. Наверное, артисты немного осторожничали, чтобы не ошибиться... Но в целом второй акт удался! Ротбарт Кириллова мне понравился больше, чем Домашёва. Домашёву прекрасно удаются образы, где может присутствовать карикатурность. Но в злом волшебнике мне бы хотелось видеть боле демонического начала, а не карикатуры... Думаю, Кириллову есть над чем ещё работать, но в целом образ интересный...
Не всегда радовал оркестр. Местами громче, чем следовало, местами "ударнее", чем надо. Посмотрим-послушаем, как в итоге это прозвучит в записи...
С интересом посмотрю запись, чтобы сравнить впечатления, увидеть что-то новое, что могло ускользнуть... Рада за театр, что он стал записывать свои спектакли!
***
вопрос: кто-нибудь из Вас, мои дорогие друзья, видел ли Одетту/Одиллию Крапивиной?