Jun 22, 2006 14:10
ДЕТСТВО И СВЯЗЬ С МАТЕРЬЮ (продолжение)
На протяжении детства человек обретает огромный жизненный опыт. Для аналитика важен любой материал наблюдений, нацеленных на выявление детского опыта. Ещё кое-какие представления дополнят уже изложенное.
Немного обозначений, которые должны быть понятны.
Значения интероцептивные и экстероцептивные надо понимать как восприятие организмом раздражений, относящихся соответственно к внутренним рецепторам и к внешним рецепторам. Для тех, кому слово "рецептор" несколько непривычно, напоминаю, что рецептор - это анатомическое образование, а именно - чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы.
* * *
Функции, предшествующие всем другим видам "производства" самого человека, - это производство фекалий и мочи. Их аномалии естественно обнаруживаются и в речи, и в творчестве, и в деторождении, и в эякуляции, и в лактации и т.д.
По интероцептивному значению различают два типа: удерживающий (люди-накопители); извергающий (люди-транжиры, моты). Каждый из них двояк: удерживающему типу может быть присуща либо сила удержания, либо слабость извержения; извергающему, наоборот, - либо сила извержения, либо слабая способность удерживать, терпеть. И всё это - вариации сложения и результат физиологических обстоятельств развития.При этом надо помнить и о возможном предопределяющем значении опыта взаимодействия с соском, молоком...
Экстероцептивное значение для человека собственных фекалий и мочи определяется очень в малой степени инстинктами, но в очень большой степени наиболее значимыми для ребёнка персонажами: матерью, отцом и другими взрослыми людьми. При этом аномалии могут развиваться в результате следующих обстоятельств:
- Если мать (и другие) демонстрирует неадекватную любовь и интерес к "подарочкам", возможен соответствующий стереотип.
- Если мать (и другие) демонстрирует своё отвращение к выделениям, возможно несколько болезненных исходов. Например, может усиливаться способность накапливать, терпеть, скрывать... Как другой пример, можно отметить использование функции выделения для выражения агрессии. - То, что мать (или какой-то другой близкий человек) отвергает экскременты, ребёнок может воспринимать как проявление нелюбви к нему самому. А это предполагает агрессию. Агрессия становится совершенно обязательной, если мать действительно не очень любит своего малыша.
- Если мать (и другие) безразлична к ребёнку, может сложиться стереотип демонстрации экскрементов, нацеленный на получение внимания и отношения.
Интероцептивный опыт является безусловно основным. Вследствие этого сами по себе функции дефекации и мочевыделения могут становиться орудиями бессознательного выражения отношения к другим значимым объектам, которые приходится терпеть. Например, энурез и энкопрез зачастую обнаруживаются в ответ на появление нового члена семьи (брат, сестра, отчим). Подобный болезненный опыт сказывается и на дальнейшем развитии ребёнка.
* * *
Труд.
"Неумёха". Если родители, и прежде всего мать, по каким-либо причинам опекают ребёнка сверх меры, его способность к самостоятельной деятельности, к труду оказывается недоразвитой. Такая детская недоразвитость сильно сказывается на становлении всех более поздних функций и, главное, на мышлении.
"Разрушитель". У человека орган труда является одновременно и главным органом агрессии. Понятно, что агрессия вроде бы и запрещена, но возможна в отклонённом виде, когда деструкции подвергаются объекты, имеющие ценность для тех, на кого должна была бы направиться агрессия. С возрастом круг подобных объектов становится всё шире и неопределённее, но всегда можно обнаружить означенную "ценность"... Вообще-то чаще всего агрессию вызывают родители, и прежде всего - мать, если по тем или иным переметрам они не соответствуют праобразам, а также братья, сёстры и другие конкуренты.
* * *
Половая идентификация.
Опредмечивание праобразов Общества в детском возрасте осуществляется и в объектном взаимодействии, и фантазийно. Так что оно очень серьёзно определено и наличным опытом, и фантазиями, и сновидениями, в которых актуализируются соответствующие праобразы, инстинкты. Только опредмечивание праобразов - это отнюдь не их производство, а только их дополнительное определение либо впечатлениями, либо фантазиями, либо сновидениями. Так, например, мальчик, скача на палке будто на коне, конечно развивает образ фаллоса, но соответствующий праобраз предсуществует. Поэтому в фантазиях и сновидениях этот "конь" вступает во взаимодействие с другими образами не столько сообразно впечатлениям, сколько сексуальному инстинкту. Однако и то, был ли у человека опыт подобной игры, может существенно влиять на характер его зрелой сексуальности.
Уже было сказано, что идентификация с мужским полом у мальчиков предполагает дезидентификацию с матерью, вытеснение женских качеств, идентификацию с отцом.
Праобраз женщины-самки опредмечивается в основном образом матери и отношениями с нею. При наличии в семье других взрослых женщин, имеющих детородный вид, их облик и отношения с ними могут тоже оставить заметный след.
Праобраз женского полового органа в целом (Vagina - лат. влагалище), ввиду отсутствия у ребёнка адекватных впечатлений, опредмечивается так, как ему известно: образ входа, образ норы, пещеры; образ рта, собачьей пасти; образы заднего прохода и промежности. И эти образы достаточно детальны лишь при наличии близкого общения с другими людьми.
Фаллос. Праобраз эрегированного полового члена опредмечивается опытом эрекции собственного пениса, наблюдением за животными, а также всякими удлинёнными предметами, особенно предназначенными для движения и проникновения ("деревянный конь", сабелька, нож, лук и стрелы и пр.).
Праобраз мужчины-самца опредмечивается в основном образом отца и отношениями с ним. Правда, зачастую серьёзное впечатление оставляют и другие взрослые мужчины - члены семьи.
(в продолжении - Преодоление проблем)
связь с матерью,
МА