Jun 21, 2006 11:55
ДЕТСТВО (от 1 года до 10-11 лет) и СВЯЗЬ С МАТЕРЬЮ
Важно помнить, что:
- формирование важнейших способностей уже определено стереотипами из младенчества;
- опредмечивание каждого последующего праобраза опирается на опыт, связанный с другими;
- развитие осуществляется сразу по многим направлениям;
- с момента, когда ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь, обязательным компонентом его опыта становится внушённое;
- под воображаемым понимаются не только представления, но и сновидения.
Способность воображать развивается очень рано, так что многие праобразы как бы "опредмечиваются" в основном воображаемо (=фантазийно). А то, что наличный опыт взаимодействия с окружающим - опыт в целом - я вляется главным фактором, определяет и то, что зависимость более поздних способностей происходит от характера опредмеченности ранних. Так, например, фантазийное опредмечивание образов, относящихся к коитусу (4-6 лет), сильно определено опытом взаимодействия с соском, с грудью, с матерью; опытом дефекации, мочеиспускания; опытом общения со всеми окружающими.
Обязательные объекты исследования аналитика - органы дыхания, органы питания, органы чувств, кожа, органы выделения (дефекации и мочеиспускания), костно-мышечная система. Ни особенности развития этих органов, ни примеры с заключениями аналитиков здесь не приведены, как не отражающие напрямую темы связи с матерью, хоть опосредовано мать участвует во всём.
Сделаю исключение для вопроса о том, когда было освоено чтение. - Способность к чтению сильно определена воображением и, следовательно, может характеризовать развитость на любой момент. А воображение - средство "опредмечивания" любых праобразов, которое для одних людей дополняет опыт взаимодействия с объектами, для других - подменяет его. Чем больше степень подмены, тем большее определяющее влияние на развитие оказывает ранний опыт...
До возраста половой идентификации все дети в той или иной мере идентифицируют себя с матерью.
До 3,5-4 лет ребёнок имитирует главным образом мать, от которой и воспринимаются стереотипы, наличествующие в каждом из нас. Зачастую они очень сильно определяют дальнейшее развитие, а иногда даже калечат его.
Для мальчиков наибольшую сложность представляет дезинтефикация с матерью и идентификация с отцом, а также с другими мужчинами - членами семьи. Обстоятельства, усугубляющие эту сложность, - это и чрезмерно сильная связь с матерью; и конкуренция с отцом и старшими братьями за мать; и неприязнь к отцу и братьям. Если по каким-то причинам полноценной идентификации со своим полом не происходит, это чревато нарушениями полового развития в подростковом возрасте и далее. Только не надо путать идентификацию с полом с идентификацией с отцом.
Для девочек наибольшую сложность представляет амбивалентность чувств к матери: с одной стороны, девочка должна сохранить идентичность; с другой - бессознательно ревнует к матери отца.
Особого внимания заслуживает становление в связи с половой идентификацией чувств любви и агрессии. Зачастую именно в этом возрасте они получают главное определение - на всю жизнь.
При нормальном положении в семье ребёнок в ней играет роль "ребёнка". Но при целом ряде внутрисемейных конфликтов ребёнку навязывается другая роль: "взрослый", "отец", "мать" и т.д., и тогда обязательно формируется болезнетворное интраперсональное противлоречие. В общении с аналитиком обязательно проясняются переживания анализируемого, относящиеся к таким случаям.
Идентификация с ролью осуществляется после 3,5 лет. Дети чрезвычайно внушаемы и очень хорошо чувствуют "структуру" своего общества. Довольно часто роль навязывается не родительской семьёй, а бабушками-дедушками. Находясь в регулярных отношениях со стариками, ребёнок воспринимает их отношение к своим родителям - "родительское". И это случается почти закономерно, если родители, например, действительно обнаруживают инфантилизм.
(материал наблюдений - в продолжении)
связь с матерью,
МА