В дополнение к предыдущей и уже, кажется, постоянной теме попался
обзор трендов тиктокеров в "глянце" полугодовалой давности. Если проанализировать все в целом, я бы выделила такие черты как
◾️ "Вечная юность", теневая сторона которой, как мы понимаем, вечный инфантилизм и эмоциональная, а не рациональная, доминанта.
◾️ Ударный упор на "косплей", театральность, кукольность, гипер-эстетство.
◾️ Предыдущее смешивается с мощной темой эскапизма. (Мы помним архетип с ассоциативным рядом: невинный, мечтатель, утопист).
◾️ Меланхолия. В принципе, она всегда была присуща тинейджерским культурам, в этом плане ничего нового, даже больше порывов к относительному позитиву появилось:)
В общем, кукольный театр Карабаса-Барабаса. Который довольно-таки перпендикулярен на уровне общего мессиджа непосредственно предшествующим "хардкорным" детям 90х. Особенно забавно, когда молодежь пробует, например,
петь песни Цоя (студентам ГИТИСа дали задание для Ночи музеев, не факт, что им самим это сколько-нибудь близко-понятно) Раньше была постановка вопроса: "Ну а мы с такими рожами возьмем да и припремся к Элис":) Теперь: Как из мира Элис можно исполнять рок? Да и вообще сталкиваться с реальными жизненными вызовами? Какой Герой и Бунтарь? Сплошные Творцы и Невинные... Мы словно видим новых "детей цветов", еще более "маленьких и милых", чем предыдущие. Может быть, это такое "аварийное снижение агрессии", "социальный стоп-кран", есть большой позитивный смысл. Хотя на очередной лик готичного романтизма это тоже похоже. С заметным следом японских "темных лолит" (Dark Loli).
Старшие в большинстве вряд ли психологически захотят вписываться в такой формат, даже если технически возможно. Когда мы смотрим на молодежь, это больше не о том, как можно "пойти в ногу", а о фокусировке наших собственных смыслов и мессиджей. "На контрасте с ними мы как никогда раньше поняли себя". Форму подачи можно оттачивать, для этого больше простора и демократичности, чем когда-либо. Мода, конечно, развернута лицом к "тиктокерам", но все же теперь и взрослым можно делать интереснее того однообразного "конкретного" гранжа или не менее однообразной "униформной" классики, которые были лет 20-30-40 назад))
Что касается Цоя, про него в рамках Ночи музеев 2021, перед исполнением песен, была весьма интересная лекция филолога Ю.Доманского (
видеозапись). Там выстроилалась картина гениальности Цоя в том числе как имиджмейкера-самородка, который вполне осознанно копировал отчасти Брюса Ли, а отчасти более парадоксальные для него эталоны эпохи типа д'Артаньяна Боярского. (С архетипической точки зрения - не столь и парадоксальные). Показателен был и образ самого лектора - нормально маскулинного мужчины пятидесяти лет, из которого получился бы, скорее, "Тилль Линдеманн"... в классических матерчатых кедах, которые на нем смотрелись так, как будто он одолжился у сына-школьника. Может, когда тиктокеры дорастут до полтинника (они будут знать это слово?:), всем будет казаться иначе, но пока такие нестыковки взрослости и моды ощущаются.
Пока сохраняет актуальность пример из практики какого-то западного стилиста, про который я когда-то писала. Клиенткой была женщина средних лет, целевой аудиторией которой по роду деятельности были девочки-подростки. Она объективно не могла одеваться "как они" - это выглядело бы как нелепая и некомфортная "подделка", но она не могла одеваться и как "типичная тетя своего поколения" - так ее тоже не очень воспринимали. Вместе со стилистом разработали индивидуальный синтетический стиль, где "мостики пробрасывались" тонкими нюансами. Кому-то и этого не нужно - Герой и Бунтарь вряд ли конформист)
(С) В посте использован коллаж
Faye на тему архетипа Творца.