Билеты на транспорт конца 70-х - начала 80-х годов

Sep 16, 2008 19:48

Сзади и спереди автобуса (троллейбуса, трамвая) стояла железная касса со щелью, куда сознательные советские граждане кидали мелкие монетки и откручивали сбоку билеты, спрятанные в железной билетнице. Если кто-то кидал в автобусе, допустим 15 коп., то потом стоял у кассы и ждал, пока не опустят два раза по пять. При этом билеты откручивались, а два пятака брал себе опустивший 15 коп. Если билеты кончались, то кричали водителю, типа, билетов нет, и тот из окошечка давал новый моток билетов, его передавали из рук в руки до кассы и кто-нибудь из едущих, стоящий около кассы надевал его на штырёк и захлопывал билетницу. Билеты имели шестизначные номера и считались счастливыми, если сумма первых трёх цифр номера была равна сумме вторых трёх цифр.



В соответствии с ведомственной иерархией городского транспорта были разные виды билетов. Билеты на внутригородские маршруты Москвы выглядели так:




В Ленинграде они отличались по цвету:



Если человек садился в Москве на пригородный автобус 500-х маршрутов, то кассы там не было. К нему подходила тётка с сумкой через плечо, на ремне которой висело несколько мотков билетов разной стоимости, и в зависимости от цены отрывались соответствующие билеты:



Синие билеты были с надписью "городской основной", а красные - "дополнит.". Что сие значит, для меня так и осталось загадкой.

Если человек садился в Москве на пригородный автобус 300-х маршрутов, то подходила такая же тётка, но с мотками других билетов:



В городах Московской области на автобус и трамвай были такие билеты:



А вот в городе Жуковский, а может и где-нибудь ещё, в конце 70-х годов в городских автобусах были только талончики, которые пробивались компостером. В Москве это введут только году в 86-м.

В связи с билетами - история из своего советского детства.

Был когда-то город Солнцево, который уже давно стал районом Москвы. А раз соседний город, то и проезд в автобусах туда стоил не 5, а 10 коп. Поскольку автобус за номером 552 ходил от метро "Беляево" и довольно долго шёл по Москве, то тёток с мотками билетов там не было, и те, кто ехали в Солнцево должны были просто кидать в кассу 10 коп. и отрывать два обычных городских билета. Вечером, когда все трудящиеся советские граждане усталые возвращались с работы и у метро "Юго-Западная" ломились в автобус в Солнцево, мы с приятелем садились на этот автобус на предыдущей остановке "АТС" и пока он спускался к метро, вставали около задней кассы. У метро народ набивался в автобус и передавал нам за проезд по 10 коп. (проездные действовали только в черте города, и те, у кого они были, передавали по 5 коп.). Мы откручивали кучу билетов, передавали их народу, а большинство денег опускали не в кассу, а потихоньку себе в карман. На следующей остановке у военного городка на Боровском шоссе мы вылезали и садились на обратный автобус, иногда, когда было очень много желающих получить билеты, мы проезжали ещё одну остановку. За три-четыре оборота карманы штанов отвисали от монет.

Как-то раз в автобусе нашёлся один шибко сознательный, для которого, как для короля Людовика, государство это было "я", и, заметив, что мы из всей кучи переданных нам монет, опустили только два пятачка (для создания большего грохота), попытался не дать нам выйти на остановке. Но удержать двоих шпанистых пацанов в зимних польтах оказалось не так просто, и мы просто утянули его с собой из автобуса. Остановка была в деревне Никулино, где в полной тьме горело два тусклых фонаря и стояли покосившиеся заборы мимо которых, разбрызгивая грязную жижу из снега, по узкому шоссе проносились машины. Мужик видимо сам был не рад, что вылез из автобуса в такой дыре, и мы даже не убегали, а просто ушли от него в сторону метро. В темноту за нами по деревне он не пошёл.

Однажды нас всё-таки зажопили серьёзнее. На весь автобус начала орать какая-то тётка. что, типа, мы деньги воруем. Многие не поняли и подумали, что мы по карманам шарим. Нас схватили два мужика и тётка долго объясняла им, что мы не карманники, а другие (Нет, я не Байрон, я - другой). Решено было сдать нас водителю на конечной остановке. Но вот беда (не нам, конечно, а сознательным гражданам) - конечной остановки не оказалось. Автобус сделал круг по Солнцеву и отправился обратно в Москву. А им-то хотелось после трудового дня быстрее добраться до дому. Когда мужики с тёткой это поняли, они стали стучать водителю, объясняя ситуацию. Тот предложил им поехать с нами до конечной в Москве, от чего они, конечно, отказались. Тогда он остановился, открыл переднюю дверь, вошёл внутрь и забрал у нас все "заработанные" деньги. Потом вышел вместе с нами из автобуса, пригрозил милицией, а сам уехал дальше. И уж конечно не потрудился опустить деньги в кассу.

Previous post Next post
Up