размышление от steen о разделении труда

Mar 07, 2019 10:10

klimev
1. Да, в материальное производство входят и нематериальные составляющие.

nektosteen
1. Они не ВХОДЯТ в материальное производство, а ВЫХОДЯТ из него. Эту вещь важно хорошо понять.

Называется этот процесс разделение труда. То есть, вот есть труд - основа существования. Он заключается в сознательном взаимодействии с веществом природы, и в его результате получается некий предмет потребления.
Производительность труда повышается всё время, каким бы трудом вы ни занимались. Просто в силу обретения опыта, навыков, улучшения орудий. Это постоянный, имманентный человеку процесс. Если вы начнёте копать что-то лопатой, то в процессе копания вы будете постоянно обретать этот опыт копания, изобретать более лёгкие и подходящие для именно этого типа грунта приёмы, возможно, замените лопату или черенок на ней, наточите её. Постоянная тенденция к увеличению производительности труда это настолько естественный процесс для человека, что часто мы его не осознаём даже. Но все понимают, что производительность опытного работника выше, чем начинающего.
И вот у вас с повышением производительности труда начинается процесс расщепления этого труда на разные операции. Сначала отваливаются операции предварительного планирования. В первобытном обществе - с момента выделения специальных пожизненных и наследственных вождей. Труд разделяется на умственный и физический. То есть, одни планируют (хотя планировали изначально все, но мнение опытного и умелого человека всегда "весит" больше), а другие исполняют. А планирование - это функция управления. Причём здесь производительность? Да просто продукта производится больше, и "профессиональных управленцев" становится чем кормить!
[к тому же]И следует всегда помнить, что даже после тщательнейшего планирования в физическом труде всё равно остаётся мощный "умственный момент", то есть, без головы его исполнять не получится.
Где-то одновременно с этим (или даже раньше), и параллельно с этим идёт разделение труда между племенами на земледелие и скотоводство, но это происходит в связи с природными условиями той или иной местности: где-то есть крупные стада копытных, а где-то их нет, зато можно палкой землю поковырять, накидать семян, и они вырастут. Но это чисто по природным причинам.

Потом, при дальнейшем увеличении производительности происходит выделение ремесла. Ну, если Вася очень хорошо делает каменные орудия, то всем будет лучше, если Вася займётся преимущественно этим, а пожрать ему принесут. А Петя хорошо делает глиняные горшки. А Серёжа - лодки долбит. И Вася, Петя и Серёжа начинают заниматься преимущественно ремеслом, а потом и только ремеслом.
И одновременно с этим, по той же причине (увеличение производительности труда) идёт становление классов в обществе. Разделение труда на управляющий (умственный) и управляемый (физический) - это первый толчок. То есть, общество начинает разделяться на классы. Потом управляющий класс концентрирует собственность в своих руках, и приехали - имеем классовое общество.

[классовый баян] Теперь представьте себе гармошку. Или баян. Или аккордеон. Что-нибудь в этом роде. Вот меха - это прослойка между основными классами-антагонистами в обществе. Чем шире вы её растягиваете, тем больше складочек мехов у вас видно, и тем больше между ними расстояние. Вот это и происходит в обществе с разделением труда. Чем дальше друг от друга отходят основные классы-антагонисты, тем шире прослойка между ними. Происходит это потому, что с одной стороны правящий класс, используя накопленное богатство, передаёт часть своих функций другим людям. За плату. Сначала непосредственное управление - надсмотрщикам и управляющим имениями. Потом насилие - армии и полиции. Потом планирование и организацию - инженерам и учёным. Потом развлечение - артистам. Воспитание собственных детей - нянькам и педагогам. И так далее и тому подобное. До тех пор, пока сам правящий класс не превращается в бесполезную нашлёпку, паразитирующую на обществе.
С противоположного конца происходит тот же процесс - трудящиеся тоже делят между собой различные трудовые операции для достижения более высокой производительности труда. И часть этих операций - непосредственно производящие, а часть - подсобные. И, между прочим, в процессе этого уже вторичного деления происходит опять-таки разделение на исполнительную часть труда и управленческую, организаторскую - то есть, появляется зародыш НОВОГО ПРАВЯЩЕГО КЛАССА.
И это происходит в любом классовом обществе.

[ещё замечание]В основе всего этого - повышение производительности труда и прибавочного продукта. Изобретение всё более производительных инструментов и технологий. Когда технологии уже "перерастают" данное устройство общества, оно начинает тормозить их. Когда-то в античности поэты прославляли какую-то там прялку нового типа как "освободительницу рабынь", но - этого не произошло. Новые инструменты нельзя было давать в руки рабов, они не умели этим пользоваться. А обучать их - это же средства тратить! Да и долго ли раб живёт - это ж постоянно придётся средства тратить! Нормальный рабовладелец уже паразитического типа лучше себе специального раба купит для чесания пяток перед сном. И оденет его в шёлковые одежды, чтобы вшей не плодил.

[ну и бардак]Теперь смотрите, что получается. У вас с одной стороны рабовладельцы (феодалы, капиталисты), а с другой - рабы (крепостные, пролетарии). То есть, они по СОЦИАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ рабы, крепостные, пролетарии. А по занятиям они могут быть как производящими работниками, так и подсобными, а могут быть - лакеями, няньками господина, учителями, надсмотрщиками, изобретателями, артистами, даже солдатами!
Вот это у вас происходит, когда "баян" максимально растянут, когда разница в положении и благосостоянии классов-антагонистов максимальная. Идёт разрыв между социальным положением и фактической классовой принадлежностью.
Потом, конечно, затормозить развитие средств производства не удаётся (в силу конкуренции разных обществ, государств), и происходит очень неприятная вещь - смена общественного строя, революция. Во время революции в силу социального бардака и хаоса "баян" сдвигается, и прослойки минимизируются. Ну, приходится многое делать в одно рыло, иначе в этом бардаке не выживешь. И графини на рынке редиской торгуют, а кухарки в Советах заседают - всякое случается.


То есть, надо понимать, что "прослойки" в обществе образуются двумя путями - путём разделения производящего труда на более мелкие операции, и путём делегирования правящим классом своих функций наёмным работникам или даже непосредственно представителям классов-антагонистов [гримасы рабовладения](в восточных деспотиях случались и визири (министры по-нашему), и наместники правителя - рабы) .

[про коммунизм]Задача коммунизма - построение бесклассового общества. Разделение производящего труда преодолевается чисто техническими средствами - изобретением машин, автоматов, многофункциональных станков, роботизированных комплексов. А вот делегирование функций? Ведь большая часть "прослойки" - это люди, выполняющие функции правящего (или некогда правившего) класса - вот в чём фишка! И, если не принять меры к уничтожению этого ЯВЛЕНИЯ - существования отдельной прослойки людей, выполняющей функции правящего класса - класс возродится. Именно это мы и наблюдали в СССР.

И понятно, что уничтожить это социальное явление можно только путём:
- сокращения необходимого рабочего времени в материальном производстве до минимума;
- всеобщего участия в производстве;
- всеобщего обязательного непрерывного пожизненного образования;
- всеобщего участия в управлении обществом на разных уровнях;
- полного уничтожения различий между людьми по признаку их "узкой специализации" - путём уничтожения этой специализации! Если быть последовательным материалистом, то понятно, что устранять надо причину, а не исправлять следствие, увеличивая зарплату рабочих или их социальный статус, и при этом не прилагая других усилий для уничтожения самого явления, порождающего существование класса пожизненных рабочих!
И возможно это только при условии диктатуры пролетариата, а, точнее - и это приходится повторять снова и снова - диктатуры организованных городских фабрично-заводских РАБОЧИХ. Путём создания Советов, избираемых по производственным округам. ))) Потому что только они сейчас заинтересованы в этом КРОВНО. Для них - это единственный путь улучшения их классового положения.


А "прослойки" - сопротивляться будут до последнего! При самом что ни на есть социализме будут сопротивляться яростнее всего. Вот, прав был товарищ Сталин - по мере продвижения к коммунизму классовая борьба обостряется!
[уровень аргументации] "Я творческая личность, я помидор в концептуальном спектакле играю, мне нужны особые условия, отстаньте от меня со своими мелкими производственными проблемами, мне это не интересно! А сортиры пусть некреативное быдло моет, моё дело - творчество!"
"Я же целым цехом изготовления пружинок к авторучкам управляю, на мне ответственность какая, мне же особые условия нужны - квартира в пентхаузе, машина персональная на каждого члена семьи, баба чтобы как надо выглядела, на острова три раза в год - а то же я плохо управлять буду! А производством пусть работяги занимаются, они же управлять всё равно не способны!"
"Я серьёзным делом занят - изучаю особенности функционирования правой ноздри у левшей, что я - должен вам лопаты штамповать? Пусть этим быдло занимается, если оно не смогло даже образования получить!"


Вот их логика. И хрен они позволят рабочим самим изучать театральное дело и играть помидоров - конкурс в соответствующие вузы зашкалит! И, вроде бы для повышения общего уровня культуры. А потом эти самые артисты это самое государство, которое из выучило - в говно с головой окунут и подержат...
И хрен они позволят поставить один автомат по изготовлению пружинок, который заменит их цех и сделает их ненужными...
И хрен вы дождётесь всеобщей автоматизации и роботизации ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ, кстати. Капитализм давно уже препятствует, а не способствует повышению производительности труда.

Вот такая вот фигня получается.
Поэтому, когда смотрим на прослойки - смотрим, от чего эта прослойка отслоилась.
А ещё лучше - смотреть, чьи интересы защищает человек. Интересы буржуазии и сохранения разделённого общества - это одно. Интересы пролетариата и уничтожения классов - другое. И, заметьте, что, если второй человек, отстаивающий интересы пролетариата, сам к пролетариату не принадлежит, но интересы его отстаивает искренне - то он рваться в диктаторы просто не будет. И в пролетариат не побежит записываться, в глаза производства не видевши. Ему это ни к чему, он же отстаивает НЕ СВОИ ЛИЧНЫЕ интересы, а интересы класса.
Коммунизм это достижение нового уровня общественного развития путём преодоления разделения труда и на основе новейших орудий и технологий этого самого труда. Когда видите человека и затрудняетесь понять его классовую принадлежность - прикиньте, является ли ему объективно выгодным уничтожение или сохранение разделения труда. )))) Не ошибётесь.

отсель: https://nektosteen.livejournal.com/914839.html?thread=18462615#t18465175

размышление от steen, коммент, основы марксизма, диалоги, общество, пролетариат, поперёк спины лопатой, революция, социализм, марксизм, коммунизм, труд

Previous post Next post
Up