[Spoiler (click to open)]Если мы будем добросовестно и не щадя усилий добиваться этих трёх целей, то нам неизбежно придётся выработать много полезных навыков. А именно:
3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчётливо: это помогает выработке ясности и отчётливости собственных мыслей;
4) мыслить последовательно и осторожно - целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни:
5) наконец, воображать ярко и отчётливо, как бы переживая то, что читаешь, - дар, о важности которого многие и не подозревают.
Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе с вспомогательными приёмами, о которых будет речь ниже, и называется - проработкою книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книг для самообразования.
Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в неё все силы, это оплатится с избытком.
Первым и самым необходимым условием является способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом. У кого нет её - тот не может правильно читать. Необходима, конечно, и память для того, чтобы удерживать и понимать прочитанное. Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти: «прочту две-три строки или маленький отрывок, перехожу к следующему - а первое уже забыл; не помню даже, о чём была речь». Здесь чаще всего две причины:
1) нервная болезнь - психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не мешкая, обратиться к врачу;
2) ослабление внимания.
Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или дурной навык. Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его. Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчётлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать его несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днём число строчек. Упражнение должно проделываться каждый день. Если ослабление внимания не так сильно, нужно, конечно, начать с более длинного отрывка.