"Продавали - веселились, посчитали - прослезились"
Задача для любого действующего продавца на маркетплейсе - регулярно считать финансовый результат и делать вывод - “Мы уже заработали?”, “Мы ещё зарабатываем?”, “Сколько мы зарабатываем?” и задавать себе главный вопрос - “Как заработать больше?”
В первую очередь - ведите корректный и полный финансовый и бухгалтерский учёт всей своей торговой деятельности с самого начала вашей деятельности или с того момента как вы прочитали этот текст.
В первую очередь сформулируйте свою позицию по отношению к потерям - товары которые остались на складе маркетплейс и они уже не будут проданы даже со скидкой, по отношению к браку - каким образом вы будете его возвращать или списывать, по отношению к гарантийным или претензионным возвратам клиентов - вы будете менять или ремонтировать ваш товар?
Ну что же - приступим к анализу продаж.
Вот что вам нужно для этого сделать:
- Собрать данные (по данным платформы и по данным вашей бухгалтерии - для сравнения и поиска возможных расхождений)
- общая сумма поступления денег от маркетплейса
- общая сумма отгруженных товаров на маркетплейс
- общее кол-во отгруженных товаров на маркетплейс
общее количество товаров проданных клиенту
- общие затраты на закупку товаров
-общие затраты на комиссии платформы
- общие затраты на эквайринг
- общие затраты на логистику
- общие затраты на упаковку и маркировку
- общие затраты на услуги склада
- общие затраты на услуги погрузки/разгрузки (если оплачивались отдельно)
- общие затраты на рекламу и продвижение
- прочие прямые затраты
- налоги
Формула для анализа прибыли:
- из всех доходов вычесть все расходы.
При этом неликвидные остатки перевести в расходы оценив затратным методом (т.е. посчитать всё, что вы потратили на закупку, логистику, упаковку, маркировку и складирование того товара).
Возможные выводы:
1. Если разница положительная. Поздравляем, вы заработали! Или вы уже продали всё, что купили или ваша наценка позволяет вам перекрыть стоимость закупленных, но непроданных и находящихся на складах товаров.
2. Если разница отрицательная, то:
2.1. Вы торгуете недавно и ещё не продали весь товар - ваши доходы не перекрыли расходы или прибыль ещё не сформировалась.
2.2. Вы торгуете длительное время и у вас сформировался существенный товарный остаток. Это может быть сезонный товар, который вы закупили, но ещё не продали и продадите в будущем, или это товары длительного пользования с низкой частотой покупок, или это иные неликвидные товары, которые уже давно лежат на складах, но не продаются и не продадутся - их необходимо продать со скидкой или списать как убыток (утилизировать).
После этого проведите подобный анализ проведите для каждой категории товаров или для каждого товара в отдельности.
И о налогах…
Налоги считаются по разному
Если вы применяете УСН “Доходы”, то все просто - с выручки, которая поступила на маркетплейс. Если “Доходы минус расходы”, то доход берется снова с выручки от покупателя, а обязательное условие для расхода - он должен быть оплачен в периоде расчета налога (3, 6, 9, 12) месяцев. Т. е. если товар покупали в рассрочку и, например, купили в декабре, а оплатили его своему поставщику в январе, то за декабрь расходов не будет
Самозанятые платят 4% с доходов от физ. Лиц, 6% от юридических лиц. Для них есть нюанс- они могут продавать только то что произвели сами.
Про общую систему налогообложения (с НДС) (думаю что мало кто на общей системе так торгует, но вдруг): берем выручку от продаж, выделяем НДС (в зависимости от ставки НДС на товар делим сумму либо на 6 (НДС 20%), либо на 11 (НДС 10%). Это сумма начисленного налога, она уменьшается на НДС полученный от поставщиков в этом квартале ( на товар, на транспортные, маркетплейсы также свои услуги выставляют с НДС). Но по факту при расчете прибыли мы на сумму НДС уплаченного в бюджет прибыль не уменьшаем, т. к. это косвенный налог (т. е. Налог который изначально является надбавкой к цене).
Если вы не поняли 3 последних абзаца, то совет простой - наймите профессионального бухгалтера!