Запись опубликована
Восточный экспресс. Please leave any
comments there.
Кошка - любимое животное у мусульман. Там, где живет кошка, нет места нечисти и прочим враждебным торсионным полям. В Центральной Азии нередко можно встретить Хранителей мавзолеев, мечетей и медресе. В Исламе считается, что за спасение всего лишь одной кошки обретаешь хороший шанс попасть в рай. Ну, а за обратное действие - прямая дорога в ад. Существует хадис «Любовь к кошкам - часть веры». И независимо от того, насколько он достоверен, он отражает общее отношение мусульман к этим животным.
С кошками в Азии связано множество легенд и поверий, в том числе и хадисов. Самый знаменитый хадис, в том или ином варианте, знаком очень многим. Речь идет о белой кошке Пророка, Муэззе, которая часто присутствовала на проповедях Мухаммеда. Однажды она уснула на поле ( или рукаве) его халата, и чтобы не потревожить ее сон, Пророк отрезал часть одежды и ушел. По примеру Пророка , мусульмане считают воду, которую пила кошка, абсолютно пригодной для омовения. Вторая жена Пророка, Айша спокойно ела ту еду, к которой прикоснулась кошка.
Практически у всех великих ученых, поэтов и писателей средневекового Востока в компаньонах всегда были кошки, в чью честь они сочиняли оды и писали рассказы. В свою очередь, кошки спасали их драгоценные книги от грызунов, которые не прочь были полакомиться рисовой бумагой. А у суфиев кошка - излюбленный персонаж их удивительных притч.
«Грамматист Ибн Бабшад со своими друзьями однажды сидел на крыше мечети в Каире. Друзья чем-то закусывали. Когда мимо проходила кошка, они дали ей несколько кусочков еды. Она взяла еду и убежала, но потом возвращалась - снова и снова. Ученые мужи проследили за кошкой. Они увидели, что она убегает в соседний дом, на крыше которого сидела слепая кошка. Рядом с ней наша кошка оставляла принесенные кусочки пищи. Бабшад усмотрел в этом заботу о слепом животном со стороны Аллаха, и это настолько потрясло ученого, что он оставил все свои пожитки и стал жить в нищете, всецело полагаясь на Аллаха до самой своей смерти в 1067 году (устный рассказ записан в конце XIV века египетским теологом и зоологом Дамири)».
В Каире существует еще одна удивительная диковинка - Сад Правосудия. В 18 веке этот сад был пожалован городу султаном Мамлюком аль-Захиром Байбарсом, с условием, что жители города будут кормить кошек, которые там живут. До наших дней, несмотря на смену владельцев места, традиция остается неизменной - перед входом стоят корзины с едой для кошек.
В Бухаре
В мавзолее Исмаила Самани живет совершенно роскошный рыжий кот. Одна из древнейших построек Бухары воздушна и ажурна, - кот прошел в отверстия кирпичной кладки и утром встретил смотрителей на пороге с видом: «Я к вам пришел навеки поселиться». Как хозяин, совершенно не испугавшись никого. Смотрители мавзолея каждый день приносит самопровозглашенному Хранителю еду, а так же постелили для него подушечку внутри мавзолея.
Что характерно, многие люди в Узбекистане, несмотря на иное вероисповедание, христианское, католическое или иудейское, - не только уважают мусульманские поверья, но и сами верят и соблюдают все предписания.
Мусульмане, в память о Муэззе считают белых кошек священными, им позволено входить в мечеть. В Бухаре на расцветку не смотрят - любая кошка может гулять там, где ей вздумается, и спать в мечети во время пятничной молитвы. Как, например, на фото - пятничная молитва в Боло Хауз.
В Хиве.
Хивинские кошки по поверью считаются добрыми духами. У арабов - «Считается, что кариина (qariina, что значит «добрый дух») часто принимает облик кошки или собаки, или другого домашнего животного. Верование, что кариина вселяется в тело кошки по ночам настолько сильно, что ни копт (представитель группы египетских арабов, исповедующих христианство - перев.), ни мусульманин не решится обидеть или поранить кошку после наступления темноты. (Существует много историй об ужасных последствиях подобных проступков)».
В Хиве, услышав наши возгласы и щелканье затворов фотоаппаратов возле очаровательного рыжего кота, хозяин тут же вышел и, сурово на нас посмотрев, приказал коту идти в дом.
Послушный кот тут же забежал за спину хозяина и заглядывал на нас уже с той стороны ворот. Дейсвительно, вдруг утащим и увезем в Ташкент, мало ли, от этих туристов всего можно ожидать.
В Ташкенте, кстати, если зайти в здание ЮНЕСКО, то можно увидеть нескольких черных кошек, с кокетливыми ошейниками с медальонами. Говорят, что кошки представительства ЮНЕСКО в Ташкенте живут во многих странах мира, - уехали вместе с представителями, как память об Узбекистане.
В Джума мечети Хивы нам встретился очень суровый кот. Он внимательно нас осмотрел, обнюхал, - под его взглядом стало немного зябко. После чего как бы разрешил зайти в мечеть и потерял к нам всякий интерес.
«Только колонны руками не трогайте!»
Суфии говорят, что мурчание кошки сходно с зикром - монотонным повторением священных текстов. Недавно ученые сделали открытие - частоты , на котором мурчит кошка, способствуют в организме сращению костей и заживлению ран. А полоски, которые можно часто увидеть на лбу многих кошек - по мусульманскому поверью, память о случае, когда кошка спасла пророка Абу Хурейру ( чье имя переводится, как Отец Котят), от змеи. Считается, что это след от пальцев пророка. Место для «погладить»:)
Именно ему кошки обязаны своей способностью падать на ноги, которой они были одарены им.
И еще - в европейской традиции считается неудачей, если черная кошка перебежит тебе дорогу. В Исламе напротив - черная кошка, это без сомнения, могущественный джинн, и не стоит пересекать ему путь. Нужно дождаться, пока кошка уйдет по своим делам , даже если она собирается перебежать дорогу, а потом спокойно идти. И уж тем более не стоит обращать внимание черной кошки на себя, пытаясь прогнать ее криками или пытаться умудриться пройти перед ней, как делают европейцы.
И тогда всем будет счастье.