Кошки и традиции

Sep 22, 2012 14:17


Запись опубликована Восточный экспресс. Please leave any comments there.

Кошка - любимое животное у мусульман. Там, где живет кошка,  нет места нечисти и прочим враждебным торсионным полям. В Центральной Азии нередко можно встретить Хранителей мавзолеев, мечетей и медресе.  В Исламе считается,  что  за спасение  всего лишь одной кошки  обретаешь хороший шанс попасть в рай. Ну, а за  обратное действие - прямая дорога в ад.  Существует хадис «Любовь к кошкам - часть веры». И независимо от того, насколько он достоверен, он отражает  общее отношение  мусульман к этим животным.

С кошками в Азии связано множество  легенд и поверий, в том числе и хадисов. Самый знаменитый хадис, в том или ином варианте, знаком очень многим. Речь идет о  белой кошке Пророка, Муэззе, которая часто присутствовала  на проповедях Мухаммеда. Однажды она уснула  на поле ( или рукаве) его халата, и чтобы не потревожить ее сон, Пророк отрезал часть одежды и ушел.  По примеру Пророка ,  мусульмане считают воду,  которую пила  кошка,   абсолютно пригодной для омовения. Вторая жена Пророка, Айша спокойно ела  ту еду, к которой прикоснулась кошка.




Практически у всех великих ученых, поэтов и писателей средневекового Востока в компаньонах всегда были кошки, в чью честь они сочиняли оды и  писали рассказы. В свою очередь, кошки спасали их  драгоценные книги от грызунов, которые не прочь были полакомиться рисовой бумагой.   А у суфиев   кошка - излюбленный персонаж их удивительных притч.
«Грамматист Ибн Бабшад со своими друзьями однажды сидел на крыше мечети в Каире. Друзья чем-то закусывали. Когда мимо проходила кошка, они дали ей несколько кусочков еды. Она взяла еду и убежала, но потом возвращалась - снова и снова. Ученые мужи проследили за кошкой. Они увидели, что она убегает в соседний дом, на крыше которого сидела слепая кошка. Рядом с ней наша кошка оставляла принесенные кусочки пищи. Бабшад усмотрел в этом заботу о слепом животном со стороны Аллаха, и это настолько потрясло ученого, что он оставил все свои пожитки и стал жить в нищете, всецело полагаясь на Аллаха до самой своей смерти в 1067 году (устный рассказ записан в конце XIV века египетским теологом и зоологом Дамири)».
В Каире существует еще одна  удивительная диковинка - Сад Правосудия.   В 18 веке  этот сад  был пожалован  городу султаном Мамлюком аль-Захиром Байбарсом, с условием, что  жители города будут кормить кошек, которые там живут. До наших дней, несмотря на смену владельцев места, традиция  остается неизменной - перед входом стоят корзины с едой для кошек.
В Бухаре




В мавзолее Исмаила Самани  живет совершенно роскошный рыжий кот.  Одна из древнейших построек  Бухары воздушна и ажурна,  - кот прошел  в отверстия кирпичной кладки и утром встретил  смотрителей  на пороге с видом: «Я к вам пришел навеки поселиться». Как хозяин, совершенно не испугавшись никого. Смотрители мавзолея каждый  день приносит  самопровозглашенному  Хранителю  еду, а так же постелили  для него подушечку внутри мавзолея.




Что характерно, многие люди в Узбекистане, несмотря  на иное вероисповедание, христианское, католическое или иудейское, - не только уважают мусульманские поверья,  но и сами  верят и соблюдают все предписания.




Мусульмане, в память о Муэззе считают белых кошек священными, им позволено входить в мечеть. В Бухаре  на  расцветку не смотрят  - любая кошка может гулять там, где ей вздумается, и   спать  в мечети во время пятничной молитвы. Как, например, на фото -  пятничная молитва  в Боло Хауз.
В Хиве.

Хивинские кошки  по поверью считаются добрыми духами. У арабов -  «Считается, что кариина (qariina, что значит «добрый дух») часто принимает облик кошки или собаки, или другого домашнего животного. Верование, что кариина вселяется в тело кошки по ночам настолько сильно, что ни копт (представитель группы египетских арабов, исповедующих христианство - перев.), ни мусульманин не решится обидеть или поранить кошку после наступления темноты. (Существует много историй об ужасных последствиях подобных проступков)».
В Хиве, услышав  наши возгласы и щелканье затворов фотоаппаратов возле  очаровательного  рыжего кота,  хозяин тут же  вышел и, сурово на нас посмотрев,  приказал  коту идти в дом.




Послушный кот тут же  забежал за спину хозяина и  заглядывал на нас  уже с той стороны ворот. Дейсвительно,  вдруг утащим и увезем в Ташкент, мало ли, от этих туристов всего можно ожидать.




В Ташкенте, кстати, если зайти в здание ЮНЕСКО, то можно увидеть нескольких  черных кошек, с кокетливыми ошейниками с медальонами. Говорят, что кошки представительства ЮНЕСКО в Ташкенте  живут во многих странах мира, - уехали вместе с представителями, как память об Узбекистане.
В Джума мечети  Хивы нам встретился очень суровый кот. Он  внимательно нас осмотрел, обнюхал, - под его взглядом стало немного зябко. После чего как бы разрешил  зайти в мечеть и потерял к нам всякий интерес.




«Только колонны руками не трогайте!»

Суфии говорят, что мурчание  кошки сходно с  зикром - монотонным повторением священных текстов. Недавно ученые сделали   открытие - частоты , на котором мурчит кошка,  способствуют в организме сращению костей и заживлению ран. А  полоски,  которые можно часто увидеть  на лбу многих  кошек  - по мусульманскому поверью,  память о случае,  когда кошка спасла  пророка Абу Хурейру ( чье имя переводится, как Отец Котят),  от змеи. Считается,  что это след от пальцев пророка. Место для «погладить»:)
Именно ему  кошки обязаны своей способностью падать на ноги, которой  они были одарены им.
И  еще - в европейской традиции считается  неудачей, если черная кошка перебежит тебе дорогу. В Исламе напротив - черная кошка, это без сомнения,  могущественный джинн, и не стоит  пересекать ему путь. Нужно дождаться, пока   кошка уйдет по своим делам ,  даже если она собирается перебежать дорогу, а потом спокойно  идти. И уж тем более не стоит  обращать внимание черной кошки на себя,   пытаясь прогнать ее криками или пытаться умудриться пройти перед ней, как делают европейцы.




И тогда всем будет  счастье.

Городские легенды

Previous post Next post
Up