Про предлоги. Тут уж, наверное, не совсем не как привыкли, но все же

Feb 12, 2013 02:42

Тоже специфично. Думаю, тем, кто с детьми занимается, может пригодиться, остальным, скорее, неактуально.
Предлоги. Как их отличить от слов другой части речи. Без определений, без ничего.
Для начала нужно знать, что в языке между языковыми элементами могут устанавливаться подчинительные или сочинительные отношения. Подчинительные - такие, в которых один элемент - главный, другой - зависимый, и, соответственно, от главного к зависимому задается вопрос; а сочинительные - такие отношения, при которых элементы друг от друга не зависят, но одинаковым образом зависят от третьего.
Примеры подчинительных отношений на уровне слов: пришел поздно, перепрыгнул через овраг. Пришел, перепрыгнул - главные, подчиняют себе зависимые (когда?) поздно, (через что?) через овраг.
Подчинительные отношения могут существовать и на уровне простых предложений в составе сложного. Например, "Когда вернулись, смогли все восстановить". Главная часть "смогли восстановить", от которой задаем вопрос (когда?) к зависимой "когда вернулись".
Т.е. подчинительные отношения могут существовать в языке как между словами, так и между частями сложного предложения.
Подчинительным отношениям противопоставленны сочинительные - такие, в которых элементы равноправны друг относительно друга. Т.е. вот в сочетании "делал медленно, но основательно" медленно и основательно друг от друга никак не зависят: они одинаковым образом зависят от слова делал. Между медленно и основательно - сочинительные отношения. Чтобы упростить жизнь, достаточно сказать, что сочинительные отношения между словами и частями сложного предложения выражаются сочинительными союзами (и, а, но, или и т.п.)
Т.е. с сочинительными отношениями проще: и между словами, и между частями сложного предложения за эти отношения отвечает одно единственное средство: сочинительный союз.
А вот с подчинительными отношениями сложнее. Но не намного. Подчинительные отношения между ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражают ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ и СОЮЗНЫЕ СЛОВА (потому что, что, чтобы, если...то, когда и т.п.), а подчинительные отношения МЕЖДУ СЛОВАМИ, если что дополнительное и выражает, то только ПРЕДЛОГИ.
И еще. Есть у предлогов такой обязательный признак: предлоги - это то, с помощью чего существительное и местоимение ставится в определенную ПАДЕЖНУЮ форму, т.е. предлог - это обязательно слово, с помощью которого задается падежный вопрос от другого слова к существительному или местоимению.
И вот, исходя из этого длиннющего вступления, можно выработать легчайший алгоритм определения, предлог перед нами или нет.
Нужно задать два вопроса:
1. Он устанавливает подчинительные отношения между двумя значимыми словами (а не частями сложного предложения)?
2. Можно с его помощью задать падежный вопрос?
Если оба ответа "Да", то перед нами предлог.
Ну и пример:
испугался в отличие от брата: испугался - главное слово, брата - зависимое; с помощью слов "в отличие от" задается падежный вопрос кого?чего? Значит все эти три слова(в, отличие, от) - один составной предлог. Если принимать за прелог, например, только "в", то получается "испугался (в кого? во что?) в отличие". Смысла мало получается.
Или вот еще: Остановился позади и остановился позади нас. В первом случае от слова остановился задаем вопрос где? Слово вполне самодостаточно, само отвечает на вопрос. В данном случае это наречие. А вот в словосочетании "остановился позади нас" слово позади само не отвечает на вопрос, а нужно только для того, чтобы задать падежный вопрос от слова "остановился" к слову "нас": остановился (позади кого?) нас. И в этом случае слово "позади" становится предлогом.
Встретился, чтобы пообщаться. Встретился (зачем?) ээээ. Это не падежный вопрос. Падежные это кого? чего? кому? чему? кем? чем? и т.п. Зачем? - там такого нет. Кроме того, предлог ставит в положение подчиненных только существительные и местоимения (к ним-то и можно задавать падежные вопросы), а тут глаголы... Если говорить совсем уж серьезно, то здесь перед нами сложное предложение, а подчинительные отношения между частями сложного предложения устанавливаются с помощью подчинительных союзов, а никаких не предлогов.
Ну и вот потренироваться:
Впоследствии долго разговаривали, увидели слева от них, продолжался в течение часа, повернули налево вскоре, продолжили путь несмотря на дождь.

Ответы: в первом словосочетании нет ни одного предлога, там все слова отвечают на вопросы, это самостоятельные части речи, а не служебные (разговаривали(когда? как?) впоследствии, долго), т.е. нет тут слов, с помощью которых мы только связывали бы два самостоятельных слова.

увидели (слева от кого?) слева от них - предлог "слева от" помогает задать вопрос от слова увидели к "них", а сам на вопрос не отвечает. А вот "увидели слева" уже другой случай (увидели где? слева) - вопрос задается к слову слева, а не с его помощью. Тут слева - наречие.

Ну и остались В ТЕЧЕНИЕ, НЕСМОТРЯ НА.

Что можно сделать интересно.
Берем словосочетание из лингвистической сказки Людмилы Петрушевской "Сяпала калуша по напушке" (можно почитать, попробовать определить части речи, разобрать слова по составу, предложения по членам предложения, можно морфологический разбор слов сделать даже: очень весело и интересно). Так вот берем словосочетание "сяпала по напушке" и пытаемся заменить предлог "по" другими. Кто больше придумает (вдоль, из-за, через, сквозь, в течение, от, слева от, несмотря на и т.п.). Понятно, что форму слова напушка тоже придется менять.
А затем мы все предлоги, какие удалось сгенерировать, собирали по группам по значению: какие из них могут обозначать пространство, какие время, какие причину, какие цель... Пытались сами сформулировать значения.
Тут еще что удобно: все, что оказывается между сяпала и напушкой и с помощью чего задаем падежный вопрос - предлог. Т.е. вот оказываются между ними три слова (в отличие от), значит все три - на самом деле один составной прелог.
Ну и так можно предлоги собирать. Главное не забывать проверять: связь между другими словами и существительным (местоимением) и помогает задавать падежный вопрос, ну и сам на вопрос не отвечает при этом.
И еще вот теории из Интернетурока
http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-6-predlogib/upotreblenie-predlogov

служебные части речи, омонимия, подчинительные и сочинительные отношения, морфология, язык, синтаксис, управление, предлог, ссылки, Интернетурок, с детьми, Петрушевская, лингвистические сказки

Previous post Next post
Up