Я все собираюсь написать про предлоги, но напишу, пожалуй, про "Станционного смотрителя" Пушкина. Только в институте меня научили, что литература - это про жизнь, и я начала очень активно пользоваться ею в жизни. Я не знаю, насколько для детей интересен этот вопрос, но вот для меня "Станционный смотритель" буквально стал смысложизненным произведением. А все началось с ссор с мамой. Но об этом лучше не сейчас.
История станционного смотрителя Самсона Вырина - это история несчастного отца, от которого сбежала блудная дочь, по которой он тосковал до конца своих дней и с которой так и не увиделся. А вот она к нему вернулась. Богатая, счастливая, с детьми. Но вернулась уже только на могилу.
В комнате станционного смотрителя висят картинки, изображающие Притчу о блудном сыне. Картинка, как отец отдает сыну деньги и отпускает его, картинка, как сын сидит с ложными друзьями и пирует в разврате, пока у него есть деньги, картинка, где он сидит со свиньями с раскаянием на лице, и картинка, где он возвращается к отцу, отец обнимает его, и на заднем фоне режут теленка в честь его возвращения. История станционного смотрителя - это наизнанку рассказанная притча о блудном сыне, и если детям в сочинении попадется тема "Библейские мотивы в Станционном смотрителе", не побрезгуйте ею. Очень интересно, вот имена, например, тоже интересно посмотреть. Но я не об этом. Ну рассказана она наизнанку, ну и что из этого? Зачем это надо и что в этом интересного?
А интересно вот что. В Притче о блудном сыне показывается всемогущество, всепрощение и любовь отца. В Притче сын, истратив имение, и попав в страшнейшие условия, возвращается к отцу не как любящий сын, а как проситель: ему нужна работа, чтобы не умереть с голоду, и он возвращается к отцу как работник к работодателю, не испытывая особо никаких сыновних чувств, но отец принимает его как сына, радуется его возвращению, празднует это возвращение как воскресение сына из мертвых. Для сына это радость, но он, похоже, не дозрел до того, чтобы понять родительскую любовь и потребность родителя в его любви и жизни. Притча только о любви отца. В ней нет места для любви сына. И нет места благодеянию сына отцу.
А в Станционном смотрителе блудная дочь покидает отца (никакого имения он ей не дает, даже, наоборот, гусар, увезший Дуню, оставляет ему деньги) и тоже отправляется в свой путь. Как там зеркалятся все картинки Притчи, я не буду сейчас писать, но для меня важнее всего то, как блудная дочь возвращается к отцу. Тот, сын, вернулся за едой и деньгами, потому что умирал от голода, а она зачем? Деньги у нее есть, счатье у нее есть, дети у нее есть. Зачем она возвращается к отцу? Что она хочет у него взять? А наверное, в том-то и дело, что Станционный смотритель не только про любовь отца, а про взаимную любовь. Про то, что к родителям возвращаются по-настоящему дети не за деньгами, не за едой, а за любовью и за тем, чтобы свою любовь отдать. И родитель тут предстает не всемогущим, а нуждающимся. Но самое поразительное, вот мне думается, что: у Дуни сначала все же образ отца сильного, отца из притчи, и боится она его разочаровать, и убегает от него, и стыдится его, не замечая того, как он ее любит и насколько она ему нужна, а потом, когда ей появляется что ему отдать, чем отплатить за его любовь, когда она уже может смотреть на него не снизу вверх, не стыдится себя перед ним, когда она возвращается к нему вернуть ему его часть имения, его уже нет. Ему нужно было другое. Ему нужна была она и ее любовь.
И напоследок немного о личном. Я сейчас уже не могу вспомнить, что у меня был за инсайт, но я помню, что ссорилась с мамой. Мыла посуду и думала: как бы мне уехать? денег на квартиру я не наберу... надо узнать, есть ли у меня права на эту квартиру, может, я могу забрать свою часть и уйти? (глупая была еще). И тут вдруг меня осенило, что денег не хватит, и я вернусь к маме за помощью. Только к ней, потому что я ей нужна и она мне всегда поможет, потому что она самый близкий человек. А потом вспомнился вдруг "Станционный смотритель", и пролетели все эти мысли, и я тоже вдруг поняла, зачем возвращалась Дуня и что она на самом деле потеряла. Блудный сын, вернувшись к отцу и не застав его, например, в живых, терял только надежды на хороший зароботок, а Дуня потеряла отца. И еще. Мне кажется, что Пушкин ведь и Евангелие переосмысливает. Пишет о том, что любовь не может быть односторонней, что взаимность нужна как воздух, что без нее можно умереть. Что не только отец должен ждать сына и принимать его, но и сын нуждается в этой любви: не в деньгах, на в работе, не в жилище, не в еде, а в любви. Станционный смотритель - это встреча двух любящих глаз, это ответная реплика Богу: и я тоже люблю.