В учебниках по русскому языку слишком много текстов-описаний природы и всяких ничего нового не сообщающих общих фраз про величие русского языка.
Вот на прошлой встрече про художественные тексты в учебниках по русскому языку вообще было сказано, что эти тексты-описания природы тут не нужны. Ну я не знаю. Я привыкла приспособливаться и пытаться использовать всё, что возможно. Даже если текст плохой - назвать его плохим и обсудить в чём его плохость - тоже полезно.
Но ведь там Пришвин, например, Паустовский, Коваль даже. Но описания природы.
Ну и вот что. С Пришвиным мы вот так поступали:
https://nekakprivikli.livejournal.com/6794.html#commentsПеренимали интонации. Чтобы научить писать, надо научить интонациям. У тебя может быть множество умных слов и оборотов, но пока ты не присвоил себе образ рассказчика, пока он у тебя невнятен и собран из самых разнообразных осколков, склеен, как из обрывков газет, текст будет тоже раскалываться и вымучиваться. Но когда освоен хотя бы один образ (а они разные), уже проще. Уже пишешь сам. Тут был образ задумчивого, настроение воспоминания. Может быть образ удивленного первооткрывателя, который говорит: "Ты только посмотри, как тут!" Может быть образ знающего, образ учителя. Может обиженного, возмущенного, борющегося за попранную справедливость. Может быть образ сухо и строго информирующего. Много чего может быть. И из таких образов нужные слова рождаются сами. Главное, попасть в настроение. Иногда, как в тексте по ссылке выше, достаточно бывает просто предложить первые предложения с правильной грамматической конструкцией, соответствующей этому настроннию, и всё может получиться. Только в учебниках это всё равно как-то неискренне звучит, если это задание. А может, мне так кажется.
Но я о воображении. Мы на уроке различаем тексты повествования, описания и рассуждения. Я говорю, что когда читаете описание, то будто с натуры перерисовываете картинку - из текста в воображение. И тут важно не только рисовать-смотреть, но включать все рецепторы.
Иногда мы читаем текст описание, например, осени. Текст и правда красивый, образный, хороший. Но тут нет действия, а детям действие важно, и чтение текстов описаний нужно тренировать. Можно так, например. Разделить лист на столбцы: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус - и находить, что в тексте пахнет, что звучит, что вызывает осязательные ощущения. И вспоминать своё, дополнять своими ассоциациями, используя все рецепторы.
Конечно, картинок будет больше. Но слово "дождь" ведь имеет и зрительный образ, и слуховой, и обонятельный, и осязательный, и вкусовой даже. Чтение художественного текста и создание своих идёт хорошо, когда слова - не просто слова, а звуки, запахи, вкусы, температура, шершавость и т.д.
Ну и сочинения так тоже хорошо писать, чтоб избежать штампов. Например, про ту же осень. Это ведь огромное событие! Для глаз, ушей, носа, кожи, языка. Цвета, звуки, запахи, ощущения, вкусы - всё меняет осень.
И про это можно здорово написать. Увидеть её, встретить, обратить на неё внимание.
Мы так собирали всего. Звуки, запахи, ощущения, настроения, вкусы осени. Просто вспоминали, искали и перечисляли,записывали по очереди каждого ощущения. И потом уже писали. И ведь отличные сочинения получились, где осень - это хлюпающие носы и сапоги по лужам, мокрые и блестящие. Где осень - это грусть, больное горло, запахи из соседней пекарни и тепло под пледом. Развевающееся на ветру пальто, шуршание листьев, шарлотка, мокрые прилипшие к чёрному асфальту листья, уставшие деревья и дальше тоже то, что видели и слышали и чувствовали они сами. Мне было важно, чтоб это не было набором штампов.
И всем удовольствие - и им от процесса и результата, и мне - от чтения того, что получилось.