Вот на Постнауке есть видео с Иткиным Ильёй Борисовичем
http://postnauka.ru/video/6718. Моим коллегой по школе. Оооочень его уважаю. У него на факультативе я научилась читать берестяные грамоты, к нему, я знаю, я могу обратиться с любым вопросом из истории языка и из сравнительного
(
Read more... )
Но вот когда мне клиентка заявляет тему, что комплексует из-за трудностей в чтении, несмотря на высшее образование, я все таки виню в этом программу с фонетикой в первую очередь. Так как именно эта программа, запутавшая ребенка, в результате виновата в том, что взрослый человек испытывает отвращение к чтению и комплексует по этому поводу.
Фонетика не нужна детям, но это не значит что она неценна вообще. пусть ей занимаются люди, которым она интересна. А дети пусть просто читают, просто пишут и играют в слова. и если у кого-то будут какие-то затруднения, может быть именно этому ребенку нужна будет индивидуальная программа с углубленным изучением фонетики. Аутичный спектр кстати сразу на ум приходит. У них гиперслух и феноменальная механическая память, и эта фонетическая программа с огромными конструкциями которые надо помнить, различать звучание и т.п. по сути аутично организована. Дети в спектре возможно хорошо реагируют на эту программу, у них есть подходящие ресурсы, надо поизучать вопрос...
Reply
Винить фонетическую программу сейчас очень модно, так что ты в тренде;) Вот только всё гораздо сложнее, чем только фонетическая программа. Было бы здорово, если бы дисграфия автоматически отменялась при отсутствии фонетической программы, но это, к сожалению, не работает. И эти обвинения фонетической программы очень успокоительны: можно не искать реальных причин, пока не отменят фонетическую программу и не обнаружится, что лучше не стало.
Вообще достаточно трудно мне разговаривать так на тему, в которой я работаю больше десяти лет, а ко мне приходят и говорят: это всё фигня. Не то чтобы я не самокритична или считаю себя специалистом в особо крупных размерах, но это просто совершенно неконструктивный разговор.
С твоей стороны много эмоций и предположений и чистой веры (ты же говоришь, что еще не изучала этого вопроса), с моей стороны и правда большой опыт, ценность которого понимаю даже я, хоть и не склонна считать, что обладаю чем-то особо ценным. Оля, я учила детей с первого класса, и уже не один выпуск свой видела взрослым, причём мне позволяется их учить так, как я посчитаю правильным, а у меня уж точно нет цели только подготовить к ЕГЭ.
Во-первых, я уверена, что азы фонетики в рамках необходимого нужно давать в школе. Во-вторых, я уверена, что превращение фонетики из инструмента в самодостаточную и требуемую саму по себе дисциплину не нужно. Это инструмент. И то, что его возвели в абсолют по дурости, не повод от него отказываться вообще. Это нехорошие крайности. И не знаю, какая из них хуже.
Reply
Вообще фонетика - это ооочень интересно. Особенно в сочетании с этимологией. Да и вообще, чтоб понимать, какие процессы происходят в языке со временем, принимать язык как живую систему.
Но это все не в первом классе, конечно. И даже не в третьем. Но в школе оно вполне себе по силам детям.
Reply
И дети вполне и в первом классе это осиливают. Они же в состоянии увидеть, что писаться может иначе, чем произноситься, и научиться задавать вопрос. У меня все первоклассники умеют задать вопрос "А что тут на конце: б или п?" А потом в большинстве случаев себе на этот вопрос ответить, проверив.
Другое дело, что мы это обсуждаем устно и транскрипцию я им даже на доске не пишу, но все же вот об оглушении на конце слова мы говорим. И про жи ши тоже, когда обсуждаем, почему ошибиться так тянет, что "ж"- твердый согласный, а "и" показывает мягкость, поэтому эта ы нелогична, хоть и правильна, и тут им рассказываю, что ж обознсчала раньше мягкий звук, как и ц, кстати, а ч и щ быои твердыми, и отсюда все эти закидоны графики к нам и пришли. Но это, конечно, просто бонусная беседа, навык приобретается в процессе чтения и письма, но вот почему бы не писать, понимая, в чём трудность и в чём причина? Для тех, кто таким пока не интересуется, можно и сказочку придумать про ссору ж и ы без всяких объяснений. Но дети-то разные, и очень многим интересно всё же почему так получается. И уже в первом классе.
Reply
И, кстати, русский язык как предмет изучения мне полюбился как раз, когда его стала вести учительница, у которой в кармане было много вот таких "бонусных" бесед :))))
Reply
Reply
Leave a comment