Эльконин, Иткин, Ясюкова

Jun 20, 2015 02:19

Вот на Постнауке есть видео с Иткиным Ильёй Борисовичем http://postnauka.ru/video/6718. Моим коллегой по школе. Оооочень его уважаю. У него на факультативе я научилась читать берестяные грамоты, к нему, я знаю, я могу обратиться с любым вопросом из истории языка и из сравнительного ( Read more... )

Leave a comment

getnewpost June 20 2015, 05:25:04 UTC
И еще насчет фонетики - если вот я смотрю на взрослых людей, не учителей русского языка :) и не филогогов, и вижу что у них в жизни из школьной программы не сохранились никакие знания о фонетике, оглушении и т.п. но они пишут грамотно и много читают - я делаю вывод что фонетика в школе не нужна. Это время можно потратить с большим толком. Может быть филологам она нужна, может быть во время изучения иностранного языка , тоже нужны какие-то знания о оглушении, озвончении и транскрипции, но и то, уже в процессе более глубокого изучения, так как все эти знания и стремление к правильности - просто мешают человеку говорить, набирать опыт, уводят в занятия, которые не продвигают во владении языком а продвигают только в знаниях, что именно в этом языке считается правильным. В знаниях об оценочном взгляде на язык.

Но вот когда мне клиентка заявляет тему, что комплексует из-за трудностей в чтении, несмотря на высшее образование, я все таки виню в этом программу с фонетикой в первую очередь. Так как именно эта программа, запутавшая ребенка, в результате виновата в том, что взрослый человек испытывает отвращение к чтению и комплексует по этому поводу.

Фонетика не нужна детям, но это не значит что она неценна вообще. пусть ей занимаются люди, которым она интересна. А дети пусть просто читают, просто пишут и играют в слова. и если у кого-то будут какие-то затруднения, может быть именно этому ребенку нужна будет индивидуальная программа с углубленным изучением фонетики. Аутичный спектр кстати сразу на ум приходит. У них гиперслух и феноменальная механическая память, и эта фонетическая программа с огромными конструкциями которые надо помнить, различать звучание и т.п. по сути аутично организована. Дети в спектре возможно хорошо реагируют на эту программу, у них есть подходящие ресурсы, надо поизучать вопрос...

Reply

lagushka June 20 2015, 12:09:20 UTC
А сохранились ли у взрослых людей знания о том, как играть в дочки-матери, делать "лодочку" на животе (как маленькие, когда лежат на животе)? Ведь не у любого взрослого получится вытворять те же трюки, что и у младенца, но это не значит, что младенцу его трюки были не нужны. Ну и да, не все играли в дочки матери и не все забыли, как в них играть, но и письмо дети осваивают по-разному.
Винить фонетическую программу сейчас очень модно, так что ты в тренде;) Вот только всё гораздо сложнее, чем только фонетическая программа. Было бы здорово, если бы дисграфия автоматически отменялась при отсутствии фонетической программы, но это, к сожалению, не работает. И эти обвинения фонетической программы очень успокоительны: можно не искать реальных причин, пока не отменят фонетическую программу и не обнаружится, что лучше не стало.
Вообще достаточно трудно мне разговаривать так на тему, в которой я работаю больше десяти лет, а ко мне приходят и говорят: это всё фигня. Не то чтобы я не самокритична или считаю себя специалистом в особо крупных размерах, но это просто совершенно неконструктивный разговор.
С твоей стороны много эмоций и предположений и чистой веры (ты же говоришь, что еще не изучала этого вопроса), с моей стороны и правда большой опыт, ценность которого понимаю даже я, хоть и не склонна считать, что обладаю чем-то особо ценным. Оля, я учила детей с первого класса, и уже не один выпуск свой видела взрослым, причём мне позволяется их учить так, как я посчитаю правильным, а у меня уж точно нет цели только подготовить к ЕГЭ.
Во-первых, я уверена, что азы фонетики в рамках необходимого нужно давать в школе. Во-вторых, я уверена, что превращение фонетики из инструмента в самодостаточную и требуемую саму по себе дисциплину не нужно. Это инструмент. И то, что его возвели в абсолют по дурости, не повод от него отказываться вообще. Это нехорошие крайности. И не знаю, какая из них хуже.

Reply

muzaofimmortal June 20 2015, 16:08:05 UTC
Как можно забыть про оглушение и безударную гласную? :)))
Вообще фонетика - это ооочень интересно. Особенно в сочетании с этимологией. Да и вообще, чтоб понимать, какие процессы происходят в языке со временем, принимать язык как живую систему.
Но это все не в первом классе, конечно. И даже не в третьем. Но в школе оно вполне себе по силам детям.

Reply

lagushka June 20 2015, 16:22:26 UTC
А вот как без понятия "оглушение" во втором классе говорить о проверяемых согласных на конце слова типа дуб, лоб, стоп?
И дети вполне и в первом классе это осиливают. Они же в состоянии увидеть, что писаться может иначе, чем произноситься, и научиться задавать вопрос. У меня все первоклассники умеют задать вопрос "А что тут на конце: б или п?" А потом в большинстве случаев себе на этот вопрос ответить, проверив.
Другое дело, что мы это обсуждаем устно и транскрипцию я им даже на доске не пишу, но все же вот об оглушении на конце слова мы говорим. И про жи ши тоже, когда обсуждаем, почему ошибиться так тянет, что "ж"- твердый согласный, а "и" показывает мягкость, поэтому эта ы нелогична, хоть и правильна, и тут им рассказываю, что ж обознсчала раньше мягкий звук, как и ц, кстати, а ч и щ быои твердыми, и отсюда все эти закидоны графики к нам и пришли. Но это, конечно, просто бонусная беседа, навык приобретается в процессе чтения и письма, но вот почему бы не писать, понимая, в чём трудность и в чём причина? Для тех, кто таким пока не интересуется, можно и сказочку придумать про ссору ж и ы без всяких объяснений. Но дети-то разные, и очень многим интересно всё же почему так получается. И уже в первом классе.

Reply

muzaofimmortal June 20 2015, 16:39:39 UTC
В принципе я начала оглушение с дочкой обсуждать с тех пор, как ей полюбилась игра в слова, когда нужно было начать слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее. Лет с пяти, наверное. Правда, я никогда не задумывалась, что вот тут мы фонетикой занимаемся :))

И, кстати, русский язык как предмет изучения мне полюбился как раз, когда его стала вести учительница, у которой в кармане было много вот таких "бонусных" бесед :))))

Reply

lagushka June 20 2015, 16:46:50 UTC
Ну вот я про это и говорю, что утверждать, что фонетический анализ не нужен в школе как-то очень странно. Фонетический анализ - это не только транскрипция и схемы, это вот безударные гласные, парные согласные, шипящие. И все эти термины используются в правилах. Я, конечно, от детей не терминов требую, но вот на уровне умения мне нужно, чтобы дети понимали про те же парные согласные, кргда мы изучаем места, где можно ошибиться в из написании.

Reply


Leave a comment

Up