Прочитанное: февраль-март 2014

Apr 06, 2014 18:50


Читать регулярно не получается. Либо не читаю вовсе, либо читаю залпом - с такой скоростью, что с трудом могу разглядеть детали.

Лидерами этого сезона стали две книги: «Тайник Теней» и «Разреши себе творить».
Все остальные тоже хорошие, но про эти хочется сказать ещё отдельно.
«Тайник Теней» возможно не самая интересная часть тетралогии «Каролина» («Дети теней» куда более захватывающая), но она показалась самой продуманной и глубокой из всех 4 частей. Только в этой книге я не просто плыла по течению повествования, но я задумывалась о том, что я читаю и что хотел сказать автор, какие аллюзии у меня все это вызывает.
«Разреши себе творить» - подарок Леши, поэтому я люблю эту книгу вдвойне. Это путеводитель в мир творчества от создателя сообщества art-expiration. Такие там иллюстрации "вкусные", что просто дух захватывает! :)

Ну а за остальными комментариями под кат - там много букав :)









Мария Грипе. Тайник теней.
Глядя на название, уже можно догадаться о чем будет эта книга - она о Каролине. Это она - Тайник теней. Поскольку именно Каролина доставляла нам все мыслимые неудобства при чтении первых книг (помните, я писала, что хотелось схватить её за плечи и потрясти?), естественно ждешь от дамочки (или лучше сказать - фрекен?) каких-либо объяснений. Я, честно сказать, не просто жду, я заждалась! Ведь нет никаких сомнений, что не ветер в голове гуляет у этой девицы. Есть у неё какое-то свое объяснение её странным поступкам.

Книга представляет собой какой-то кипяще-бурлящий синтез автобиографии, дневниковых записей, эпистолярного романа, театральной пьесы и просто романа от третьего лица.
Каролина - противоречивый персонаж. Она пишет, что у неё раздвоение личности. В это сложно поверить, кажется, будто она просто взбалмошная, но судя по письмам, которые она получает от своего альтер-эго Саги, это действительно может быть так.

Вот несколько мыслей, которые мне показались интересными в этой книге.

В прежние времена, много сотен лет тому назад, когда люди во многих отношениях были мудрее теперешних и больше нашего знали о тайной сути вещей и человеческой души, они называли зеркала тайниками теней.
Знаешь, почему?
Потому что в них мы собираем свои тени.
Ведь что, собственно говоря, мы видим в зеркалах? Ты когда-нибудь об этом задумывалась?
Может статься, свое подлинное «я»?
Вовсе нет. Нам никогда не узнать, как мы выглядим. Мы только думаем, что видим в зеркале свое лицо, но это лишь отблеск нас самих, искаженное, кажущееся изображение наших лиц - лиц, которые мы иногда украшаем, а иногда кривим. Любим их или ненавидим.
Но мы не хотим признаться, что никогда не видели самих себя, своего настоящего лица. Мысль об этом глубоко неприятна нам. Поэтому мы предпочитаем верить отражению в зеркалах.
Не правда ли? В зеркале ты встречаешь свой собственный взгляд и убеждаешь свои глаза видеть то, что тебе хочется видеть. И зеркало послушно отражает все изменчивые чувства, каждое мельчайшее движение твоего лица, выражение глаз. Ты внимательно изучаешь все, что происходит там внутри, переходишь от зеркала к зеркалу, в беспокойной погоне за своей собственной бессмертной душой, в поисках новых выразительных средств, более тонких нюансов.

Это ключевая мысль, которая нам пригодится, когда наша слишком впечатлительная героиня обнаружит свой "Портрет Дориана Грея". В конечном счете таких портретов будет аж три! Непосредственно книга Оскара Уайлда, фотография давно умершей бабушки и скульптурная голова нашей Каролины.

В тему аллюзий вот ещё нашла кое что интересное:

Берта где-то отыскала одну цитату из Гёте, которую я тотчас записала и прикрепила ко всем своим зеркалам. Вот она:
Любовь - единственное спасение, когда мы видим достоинства, превосходящие наши, в ближнем нашем.
Хотя я и заучила эти слова наизусть, каждый день вновь и вновь перечитываю их. Недостаточно просто думать о них или держать их в памяти, важно всегда иметь их у себя перед глазами, постоянно видеть их, запечатлеть в уме каждую букву - только тогда можно по-настоящему проникнуться ими… и жить в соответствии с ними.
Единственное спасение - вот именно! Я знаю, это сущая правда.
Эти слова сохраняют свою силу при всех жизненных обстоятельствах, это слова, которые, пройдя через мозг великого Гёте и очутившись на бумаге, не исказились, не потеряли своего изначального смысла.
И пребудут такими же истинными и неоспоримыми во все времена.

Во-первых, браво Гёте! Я и раньше сталкивалась с этой цитатой, но как-то не обращала на неё внимание. А теперь вот и мне запала она в душу.
Во-вторых, все мы помним Тютчева и его "Мысль изреченная есть ложь". Но вот она - мысль Гёте - перед нами - действительно не исказившаяся и не потерявшая своего изначального смысла! :) Разве не здорово?

А ещё героини книги смешно рассуждают о кинематографе. Одна девушка говорит, что у него нет будущего (время действия - 1914 год). Из-за того что в нём нет звука, что сцены снимают не по порядку, а "скачут" от одной к другой, и поэтому актёры в кино не могут полностью погрузиться в роль.))

Паоло Джордано. Человеческое тело.

5 лет назад я увидела прекрасного взлохмаченного итальянца-физика с голубыми (кажется) глазами. Тогда я купила его книгу. Книга («Одиночество простых чисел») оказалась хорошей. И вот спустя несколько лет он написал вторую. Я по старой дружбе решила прочитать и её тоже ;)

По старой же дружбе ставлю книге 4 из 5. Наверняка более строгие критики отнесутся к ней хуже, чем я.

Здесь есть драма, есть некоторая глубина (впрочем, если мерить багром, то мелковато получится). Название в духе натурализма вполне себя оправдало. Но на самом-то деле речь шла о душе, которая есть внутри каждого "тела", о взаимоотношениях, о чувствах, о личном выборе, каким тебе быть для себя и для других. О том, что человеческая оболочка хрупка, но душа, пожалуй, ещё более хрупкая материя, и надо беречь и то и другое.

Только место действия выбрано злое, где сломаться проще простого. Видимо, чтобы ярче подчеркнуть слом персонажей, отчетливей проявить характер и выбор каждого. Оттуда, где оказались герои книги, нет дороги в прежнюю жизнь.

Мысль важная, но не новая. Она подробно разобрана в литературе военных и послевоенных лет, на примерах "потерянного поколения". Разобрана так, что при прочтении кровь стынет в жилах.

Здесь не так все остро, не так ощутимо, глаза не стекленеют от ужаса, волосы дыбом не встают.

Но повествование построено интересно: нарушенная хронология, местами появляются флеш-беки, кое-где включается эпистолярный жанр. Это добавляет книге психологичности. Все же в ней что-то есть. Не шедевр, но потраченного на прочтение времени мне вовсе не жаль.

Мони Нильсон-Брэнсторм. Цацики идет в школу.

Сидя в очередях под дверями врачей, прочитала эту невероятно уморительную детскую книжку.

Главного героя зовут Цацики-Цацики Юхансон. Вообще-то цацики - это блюдо греческой кухни, любимое блюдо "мамаши", но поскольку Цацики она любит гораздо больше, сыну дала двойное имя.

История взросления маленькой семьи - мамы и сына. С поступлением в школу жизнь Цацики меняется, он стремительно взрослеет, хотя по-прежнему остается маленьким непосредственным мальчиком, который мастерски находит для себя и своих друзей всевозможные приключения.

Любимый эпизод - когда Цацики, отправляясь на ДР к любимой девочке, решил красиво постричься. Он настоял на ирокезе (чтобы быть похожим на индейца) и покрасил его в зеленый цвет. Взрослые в ужасе, дети в восторге XD Напомнило реальный случай из жизни... Потому, мамы, прежде чем хвататься за сердце при виде чужого чада со странным произведением парикмахерского искусства на голове, хорошо бы поинтересоваться у маленьких людей, что думают они. Ведь их фантазия безгранична и не стоит им навязывать свои представления о том, как правильно =) Они сами способны во всем разобраться.

Трумен Капоте. Завтрак у Тиффани

Короткая повесть, открывшая мне глаза на фильм. Фильм я смотрела давно. У меня осталось стойкое ощущение того, что я его не слишком-то и поняла. В любом случае, в текстовом формате характер Холли раскрыт намного лучше, на мой взгляд, поступки становятся объяснимыми, все логично (насколько это может быть логично при таком-то характере) и последовательно (опять же...).

В фильм почти не исказил сюжет оригинальной повести, а если изменения и есть, то их, насколько я помню, совсем чуть-чуть и, может быть, даже в лучшую сторону. Но чтобы вынести окончательный вердикт - книга или фильм - мне надо освежить свои воспоминания о фильме.

Натали Ратковски. Разреши себе творить.

Книга для тех, у кого глаза боятся, а потому и руки не делают. То есть для таких как я.

У «Разреши себе творить» есть подзаголовок: «Артбуки, эскизные блокноты и путевые дневники». О том, что это такое, для чего вообще нужно и как создавать подобные творческие журналы, и написана эта книга.

Сама автор во многом вдохновлялась книгами Барбары Шер «Умение желать» и Джулии Кэмерон «Путь художника», написанных для тех, кто попал в творческий тупик.

Под обложкой притаился целый сборник полезных советов и мастер-классов по созданию артбуков. Полноцветные иллюстрации одно из самых больших достоинств этого издания. Яркие, красочные, вдохновляющие! Они все выполнены талантливыми людьми, которым нравится заниматься их делом.

Основное послание автора - если хочешь творить - твори: отбрось все сомнения и просто экспериментируй, пробуй новые техники, новые материалы, сюжеты, создавай тематические блокноты. Зачем? А для себя, просто так.

Если ты ищешь вдохновения или выхода своей энергии, то твори. Создание подобных журналов - своего рода арт-терапия, которая может помочь в минуту душевной невзгоды :) Или, например, такие артбуки можно использовать как бортовой дневник в путешествиях, чтобы ярче запомнить эмоции и события поездки. А параллельно с приятным занятиям ты развиваешь свои скиллы как художника (хотя отдельно подчеркивается, что для подобного рода творчества первоначальный навык рисования не важен).

В общем - твори в свое удовольствие. А если не знаешь, с чего начать и некому тебя подтолкнуть, загляни в эту книгу. Здесь кладезь полезных советов, ссылок и идей.

Паоло Джордано, Книги

Previous post
Up