Настоящая статья не является пропагандой чего бы то ни было, имеет исключительно художественную ценность и предназначена для использования в развлекательных целях либо в образовательной совершеннолетней деятельности.
Изображение Святого Себастьяна, привязанного к столбу или дереву и пронизанного торчащими стрелами - культовая вещь. Выражение его лица на картинах как будто говорит: «Ну вот, опять меня нарисовали, стервы!»
Томмазо.Мученичество святого Себастьяна.
#ачё а кто это вообще такой?
Себастьян (пока еще не святой) был римским солдатом при языческом императоре
Диоклетиане, правившем хрен пойми как давно.
Себастьян назло всем верил в Боженьку и за это был приговорен к смертной казни под градом стрел.
Энтони ван Дейк (1599-1641). Святой Себастьян, обреченный на мученичество. Национальные галереи Шотландии
Каким-то чудом Себастьян не был убит. За ним ухаживала святая Ирина, как изображено на картине Николаса Ренье (ок.1590-1667).
После выздоровления Себастьян сделал религиозный камин-аут против Диоклетиана и был забит дубинкой до смерти за свою дерзость. Его мертвое тело было сброшено в канализацию, потом его извлекли и похоронили в римских катакомбах. Базилика, носящая его имя, стоит там до сих пор.
Святого Себастьяна обожали изображать и в скульптурах, и в картинах, особенно моменты его пыток и смерти.
Святой Себастьян, привязанный к дереву. Около 1501 года. Гравюра Альбрехта Дюрера (1471-1528)
не муж, но мальчик
В эпоху Средневековья святой Себастьян был представлен как зрелая и мужественная фигура. Можно подумать, что это делалось для поддержания религиозности в женщинах,которые, как тогда было известно, все поголовно ведьмы. Но нет. Он символизировал божественного защитника от чумы наряду с богом-лучником (какая ирония!) Аполлоном. После того, как
Черная смерть опустошила Европу в 1347 году, его образ превратился из пожилого мужчины в моложавое, выглядящее здоровее существо.
Художники итальянского Возрождения отвергли более ранние изображения святого Себастьяна, на которых он выглядит старше. Вместо этого они отдавали предпочтение изображениям мужественности, идущим из Древней Греции (уж они-то, как никто, понимали в мужском теле😏), воплощающим идеалы
эфебской красоты: красивый молодой человек с идеально вылепленным телом. Он почти всегда обнажен, его скромность едва прикрыта тонкой набедренной повязкой.
Guido Reni (1575-1642). Святой Себастьян ок.1630-1635. Картинная галерея Далвича. В истинно христиано-стоической манере Себастьян не кричит от боли, когда его тело пронзают стрелы, но смотрит вдаль или к небесам с загадочным выражением.
В скульптуре
Мастера Фурий (смешное имя 😁) мы видим редкий пример эмоционального и охваченного паникой Святого Себастьяна, который следует эллинистической традиции изображения крайних эмоций.
Себастьяна часто изображали символом сочетания удовольствия и боли в рамках христианского мученичества - то есть того, что человек должен терпеть "боль" на земле, чтобы получить "удовольствие" вечного спасения.
Гвидо Рени (1575-1642)
голый и сексуальный
Давайте по-чесноку: христианская фиксация на желанных телах своих святых вызывает вопросики. Почему Святой Себастьян должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО ГОЛЫМ И СЕКСУАЛЬНЫМ?!
На некоторых картинах голова Себастьяна запрокидывается в мнимом удовольствии. Веревки и ограничения - откровенно садомазохистский намёк.
Святой СебастьянФото предоставлено Национальной галереей, ЛондонСвятой Себастьян около 1623 годаГеррит ван Хонтхорст (ок.1590-1592-1656)
Главный герой романа
Юкио Мисима «Исповедь маски» Кими ещё в раннем детстве обнаруживает у себя садомазохистские наклонности. Картина «Святой Себастьян» Гвидо Рени - образ, который мальчик впервые использует для самоудовлетворения.
С тех пор как я оказался во власти чар святого Себастьяна, у меня появилась такая привычка (я и поныне от нее не избавился): стоило мне оказаться без одежды, как я тут же непроизвольно заламывал руки за голову, хотя мое тщедушное тело весьма мало походило на атлетическую фигуру мученика. И потом я непременно заглядывал себе под мышки, чувствуя, как меня охватывает непонятное возбуждение.
Мученическая смерть святого Себастьяна 17 века. Хусепе де Рибера (1591-1652)
В 1976 году
Дерек Джарман снял эротической исторический триллер "
Себастьян". Фильм сексуализирует пытки Себастьяна, поскольку он требует все более сильных острых ощущений и демонстрирует явное эротическое удовольствие, когда его пронзают стрелы.
Британский художник
Кит Вон (1912-1977) также использовал миф о Святом Себастьяне, чтобы выразить и исследовать свои желания. Желтые и белые оттенки нарисованных им фигур напоминают мраморные статуи древности, а темно-зеленые и синие отражают мрачный момент мученической смерти. Голенькие лучники выстраиваются в очередь, чтобы выстрелить в обнаженную фигуру, которая стоит в эротической позе спиной к зрителю.
Джон Кит Вон. Мученичество Святого Себастьяна
Юэн Углоу (1932-2000) рассматривал нарушенные границы тела Себастьяна по-другому. В своем исполнении Святого Себастьяна Углоу представляет яблоко, проткнутое зубочистками.
В мягкую мякоть плода грубо врезаются острые палочки, но, несмотря на это, яблоко сохраняет свою структуру. Углоу был особенно заинтересован в исследовании противоречий в форме посредством своих работ, и контраст между мягким и жестким в мученичестве святого Себастьяна хорошо вписывается в эту тему.
Наконец, в "Святом Себастьяне в июне"
Главко Отавио Кастильо Родригеса мы видим образ мученика, используемый в совершенно современном контексте.
Святой Себастьян является покровителем Рио-де-Жанейро, где каждый год проводится самый большой карнавал в мире. На этой картине подтянутый молодой человек одет в пляжный костюм цветов бразильского флага. Плачущая фигура, связанная веревкой за запястья, и мужчина топлесс, смотрящий в сторону, напоминают традиционные картины Святого Себастьяна. Фон заполнен брызгами красной краски, напоминающими пролитую кровь.
Дихотомия между болью и удовольствием, нарушенные границы человеческой формы и непостижимое выражение лица святого придают драматическому повествованию о мученичестве святого Себастьяна множество различных интерпретаций и повторений.
Дэмиен Херст "Святой Себастьян, Изысканная боль", 2007