original:
http://www.kunpendelek.ru/library/chinamed/articles/5-elementary-processes/(Пять элементарных процессов)
Другое наиболее широко известное понятие после инь-ян в китайской медицине - «пять элементарных процессов». Этот термин обычно переводится как «пять первоэлементов».
Эти так называемые пять элементарных процессов не являются стихиями - они совершенно другие, чем четыре стихии у греков и индийцев - воздух, вода, огонь и земля. В китайской классификации дерево, огонь, земля, металл и вода не предназначались для описания первоначальных компонентов в основе составляющих Вселенную; они служили для описания первоначальных процессов или изменений. Поэтому я предпочитаю перевести их как пять элементарных процессов. Они известны также как «пять движений».
Понятие «пять элементарных процессов» используется не только в китайской медицине, но также и в таких дисциплинах, как метафизика, химия и военная стратегия. Древние философы
отмечали, что Вселенная состоит из никогда не кончающихся сочетаний изменений, или движений. Безусловно, существуют бесчисленные различные виды изменений, или движений, но их можно классифицировать как пять архетипов процессов, причем обладающих собственными характеристиками.
Некоторым процессам присуща определенная гибкость, но тем не менее в своих многочисленных преобразованиях они способны сохранять свою первоначальную сущность. Древние называли этот первоначальный процесс металлическим процессом.
Для некоторых процессов характерна текучесть; они часто благотворно влияют на другие процессы. Древние называли этот стихийный процесс водным процессом.
«Деревянный процесс» - это архетип для тех процессов, которые характеризуются ростом, продолжительностью и обладают потенциалом для будущего развития.
«Огненный процесс» относится к архетипу процессов, которые поглощают или преобразуют другие процессы. Для них характерен подъем, они горячие, или активные.
Процессы, которые «заземлены», что демонстрирует уверенность и стабильность, принадлежат к архетипу земляного процесса. Для него характерна сосредоточенность или центральное положение.
Следовательно, металл, вода, дерево, огонь и земля - это символические термины, используемые для описания пяти элементарных процессов. Это не материя пяти элементов, а природа их характерного поведения, которая
определяет их концептуализацию. Иными словами, когда древние философы упоминали, например, дерево, они имели в виду не материю дерева, а класс процессов с качеством или чертами дерева.
Взаимное созидание пяти процессов
Основываясь на своих наблюдениях, древние философы обнаружили, что эти пять первоначальных процессов непрерывно созидают и разрушают друг друга и что они обобщают непрекращающийся цикл действий и реакций явлений в принципы взаимного созидания и взаимного разрушения.
Принцип взаимного созидания относится к взаимным действиям и бесчисленным реакциям элементарных процессов в последующем росте и развитии. Обычная аналогия для объяснения этого взаимного созидания следующая.
Если мы будем поливать растение, оно вырастет в крепкое дерево. Это принцип воды, создающей дерево. Это дерево можно использовать как горючее для огня; таким образом, дерево создает огонь. Сгоревший материал - это питание для почвы; таким образом, огонь создает землю. Из земли мы получаем металл; отсюда принцип земли, создающей металл.
Когда металл нагревается, он превращается в жидкость, символом которой является вода; поэтому металл производит воду. Поливая растение, мы получаем дерево, и процесс взаимного созидания продолжается бесконечно.
Цикл взаимного созидания
Для большинства людей, включая китайцев, проблемы начинаются, когда кончается эта аналогия. Так что они задают правомерный вопрос. Как эта концепция вода-создает-дерево-создает-огонь объясняет множество изменений в природе или в медицине? Это станет ясным, если мы исследуем несколько процессов.
Дуновение легкого весеннего ветерка представляет собой пример водного процесса. Оно оживит наш дух, таким образом способствуя нашему психическому или духовному развитию, которое относится к деревянному процессу. Это принцип воды, создающей дерево.
Поэтому когда мы рекомендуем человеку, находящемуся в депрессивном состоянии, провести некоторое время в живописной горной местности, и если, окрепнув на свежем, чистом воздухе, он постепенно обретет снова свою жизнерадостность, мы можем символически описать этот процесс исцеления как воду, питающую дерево.
Примером, иллюстрирующим, как дерево создает огонь, может служить переваривание выращен ных овощей (древесный процесс), дающее нам энергию (огненный процесс).
Когда врач обнаруживает перед больным свою любовь и заботу (огненный процесс) и это позволяет пациенту успокоиться и поверить в него (земной процесс), то здесь имеет место огонь, созидающий землю.
Когда больной спокоен, его аппетит улучшается (земной процесс), делая его дружелюбным и открытым для людей, среды и деятельности (металлический процесс), это процесс земли, создающей металл.
В результате у него повышается энергия и улучшается кровообращение (водный процесс), и это способствует укреплению здоровья (древесный процесс). Это процессы металла, создающего воду, и воды, создающей дерево.
Нужно заметить, что приведенные примеры могут быть иными, и эти изменения безграничны, но суть состоит в том, что процессы типичных характеристик производят архетипы процессов со своими собственными специфическими чертами.
Взаимное созидание и взаимное разрушение
В то время как при взаимном созидании процессы воздействуют друг на друга, они также непрерывно разрушают друг друга. Дерево разрушает землю, подобно тому как растущее дерево поглощает суть почвы. Земля разрушает воду, поскольку ее впитывает. Вода в свою очередь заливает огонь; следовательно, вода разрушает его. Огонь может плавить металл; поэтому огонь разрушает его. Металл раз рушает дерево, так как топор может рубить дерево.
Растущий ребенок (дерево) потребляет массу пищи (земля), демонстрируя процесс дерева, разрушающего землю. Поев сытной еды (земля), мы расслабляемся, и кровообращение замедляется (вода), происходит процесс земли, разрушающей воду.
Тем не менее, если вы отдохнете (вода), вы можете преодолеть свой гнев (огонь), демонстрируя процесс воды, разрушающей огонь. Когда человек разгневан (огонь), он вряд ли открыт для других (металл), что отражает процесс разрушения металла огнем.
Больной, тратящий свою энергию на слишком активную деятельность (металл) вместо отдыха, замедляет свое выздоровление от болезни (дерево), что отражает процесс металла, разрушающего дерево.
Принципы взаимного созидания и взаимного разрушения действуют не между двумя процессами; они действуют во взаимосвязанном преображении всех процессов. Например, в то время как огонь разрушает металл, сам он разрушается водой. А металл во время разрушения огнем одновременно разрушает дерево, которое в свою очередь разрушает огонь.
Взаимное разрушение пяти процессов
Эти парные силы - взаимное созидание и взаимное разрушение - необходимы для поддержания постоянных преобразований, все время происходящих в человеке, а также в космосе. Если есть что-то одно - созидание или разрушение, то гармонию невозможно сохранить ни в человеке, ни в космосе.
Превращения постоянно происходят в бесконечно большом масштабе Вселенной, так же как и в бесконечно малом масштабе субатомных частиц.
В области здоровья и медицины эти трансформации могут происходить на любых уровнях - окружающей среды организма, органов, ткани, клетки и даже на «нематериальном», энергетическом уровне.
Взаимное созидание и взаимное разрушение
Необычная реакция и взаимные соответствия
Если какой-либо процесс слишком незначителен, или слишком силен, или объемен, его реакции с другими процессами могут повлечь за собой ненормальные ситуации. Например, когда наша жизненная энергия и кровь текут гармонично (водный процесс), микроорганизмы (огонь), вызывающие болезни, которые проникают в наш организм, уничтожаются нашей системой защиты. Это процесс разрушения огня водой.
Если жизненная энергия и кровь в избытке, то легче произойдет уничтожение вредных микроорганизмов (ускоренный процесс разрушения огня водой), а рост усилится (интенсивный процесс созидания дерева водой), мы не будем чувствовать себя вялыми после сытной еды, вместо этого пиша будет перевариваться быстрее (обратный процесс разрушения земли водой).
Принципы взаимного созидания и взаимного разрушения, принципы пяти элементарных процессов, встречаются во всех явлениях на всех уровнях. За долгие годы наблюдений и исследований древние философы и ученые обнаружили, что эти архетипические процессы можно классифицировать по группам и между этими группами существует тесная связь. Эта взаимосвязь известна как взаимные соотношения пяти процессов.
Древнекитайские врачеватели больше интересовались тем, как можно практически использовать эти соотношения пяти элементарных процессов, чем размышлять, почему это происходит. И первым шагом к этой цели было создание таблицы соотношений.
Взаимные соотношения
Пять процессов Времена года Направления Накопительные органы Преобразующие органы
Металл Осень Запад Легкие Толстая кишка
Вода Зима Север Почки Мочевой пузырь
Дерево Весна Восток Печень Желчный пузырь
Огонь Лето Юг Сердце Кишечник
Земля Долгое лето Центр Селезенка Желудок
Пять процессов Тело Отверстия Эмоции Климатические условия
Металл Кожа,волосы Нос Печаль Сухость
Вода Кости Уши Страх Холод
Дерево Сухожилия Глаза Гнев Ветер
Огонь Кровь Язык Радость Жара
Земля Плоть Рот Беспокойство Влажность
Пять процессов Выделения Вкус Звуки Цвета Дома
Металл Слизь Терпкий Плач Белый Психика
Вода Слюна Соленый Вздох Черный Интеллект
Дерево Слезы Кислый Крик Зеленый Душа
Огонь Пот Горький Смех Красный Дух
Земля Лимфа Сладкий Пение Желтый Сознание
Знания о пяти элементарных процессах - результат опыта и наблюдений, а не воображения и гипотез. В этом заключается еще одно различие между китайской концепцией пяти процессов и греческой концепцией четырех стихий.
Гармония через соотношения
По мнению древних мудрецов, для достижения совершенной гармонии лучше всего следовать принципу соотношения. Записи в Весеннем и Осеннем ежегодниках свидетельствуют о том. что даже императоры придерживались этого принципа: носили одежды соответствующих цветов и жили в соответствующих палатах дворца в разное время года. Например, весной они жили в восточной части дворца, носили зеленую одежду и зеленые украшения из яшмы.
Если у вас возникает мысль о том. что все это смешные и устаревшие предрассудки, то позвольте вам напомнить, что эти соответствия соблюдались людьми, которые достигли очень высокого уровня цивилизации в то время, когда большая часть Европы и вся Америка не были даже известны. И если вы думаете, что императоры были просто глупы, то даже если это было на самом деле так, их советники - самые мудрые люди того времени.
Недавние открытия известных западных ученых доказывают, что наше здоровье, поведение, а также и интеллект находятся под сильным, хотя и незаметным влиянием ранее неизвестных космических сил из внешнего мира.
Профессор Джино Пикарди отмечает, что неизвестные космические силы влияют на идентичные химические реакции, происходящие в разных местах. Доктор Маки Таката обнаружил, что показатели крови разнятся в зависимости от солнечной активности. Доктор Курт Келлер отметил, что количество несчастных случаев на промышленном производстве вырастает по крайней мере на 10% на следующий день после взрывов на Солнце. Доктор Альберт Абраме обнаружил, что он всегда извлекает тупой звук при перкуссии определенной зоны брюшной полости больного раком, когда его пациент стоит лицом к западу.
Все это побуждает нас задать по крайней мере два вопроса. Правы ли китайцы в отношении соответствий? Можем ли мы позволить себе не воспользоваться такой бесценной информацией, если они были правы? Нетрудно провести исследование, чтобы ответить на эти вопросы, если те, кто прав, совершенно уверены в том, что эти ответы есть.
Практическое применение пяти процессов в медицине
Китайские врачи очень давно нашли ответы на эти вопросы. Им не нужно было проводить какие-либо научные исследования, потому что они очень успешно использовали соотношения между пятью элементарными процессами в своей клинической практике на протяжении столетий. Пять элементарных процессов привлекаются для объяснения структуры и физиологических функций внутренних органов. Символ функции легких - металл, потому что резонанс - их характерная черта. Символом функции печени служит дерево, поскольку ей свойственны черты дерева, проявляющиеся в питании и регулировании крови.
Символом функции почек выступает вода, так как почки несут ответственность за распространение жизненной энергии во всем организме. Символ сердца - огонь, поскольку от сердца зависит физиологическая и психическая деятельность организма. Земля - символ желудка, потому что он служит источником питательных веществ, получаемых из пищи.
И еще раз мы напоминаем о том, что китайские термины типа «огонь» и «дерево» - это всего лишь символы; и если приведенное выше описание кажется вам странным, то это оттого, что вы хоть и невольно, но с предубеждением используете западную медицинскую парадигму в приложении к совершенно иной китайской системе.
Китайские врачи в прошлом замечали, что отношения между внутренними органами соответствуют отношениям между пятью процессами. Когда человек здоров, все органы функционируют нормально в гармоничной слаженности. Но когда один из органов болен, это прямо или косвенно влияет на другие органы.
Например, гнев или беспокойство могут вредно воздействовать на печень. Поврежденная печень влияет на желудок, вызывая потерю аппетита. Это соответствует разрушению земли (желудок) деревом (печень). Таким образом, эта последовательность причины и результата - от гнева и беспокойства до потери аппетита - проявление принципа взаимного разрушения.
Когда один орган болен (дефицит инь) или не функционирует нормально (дефицит ян), его можно восстановить до нормального состояния пита нием соответствующего ему органа. Для иллюстрации возьмем пример туберкулеза. Поскольку обычно туберкулезный больной очень слаб, а бактерии туберкулеза очень резистентны, лечение антибиотиками не рекомендуется.
Поэтому китайские врачи используют другой подход, применяя принцип взаимного созидания. Врач назначает больному пищу, богатую питательными веществами, и лекарства для повышения аппетита и улучшения пищеварения.
Это помогает больному создать запас энергии, которая затем может перетечь в легкие и укрепить их. таким образом позволяя естественной сопротивляемости легких преодолеть распространение бактерий. Это применение принципа созидания металла (легких) с помощью земли (желудок).
Действительно, в период правления династии Мин во Вьетнаме, который находился в то время под властью Китая, вспыхнула эпидемия туберкулеза, и император послал туда группу китайских врачей, которые, используя принцип взаимного созидания, спасли тысячи жизней.
Использование пяти элементарных процессов для установления диагноза - краткий, символический способ объяснения сложных симптомов и изменений. Например, головокружение, слезящиеся глаза, раздражительность, гневливость и бесконечные слезы - это «симптомы дерева», относящиеся к болезням меридиана печени. Красное лицо, вспыльчивость и сильная потливость - «симптомы огня», относящиеся к меридиану сердца. (Далее мы объясним, что такое меридианы.)
Безусловно, при установлении диагноза врач опирается не только на эти классификации, и классификации не являются чем-то застывшим и четко разграниченным. Тем не менее, они помогают правильно поставить диагноз.
Пациент, страдающий болезнью меридиана сердца, часто теряет аппетит, то есть на функции его желудка влияет меридиан больного сердца. Это состояние можно выразить так: огню (сердцу) не удается создать землю (желудок).
Пожалуйста, обратите внимание на то, что в этом случае с желудком все в порядке, хотя кажется, что симптомы связаны с ним. Если мы будем лечить желудок, то не сможем решить эту проблему, возможно, мы даже усугубим положение. Проблема заключается в дисбалансе меридиана сердца.
Как только баланс будет восстановлен, огонь сможет создавать землю и к больному вернется аппетит.