Построенный и спущенный на воду в Ливерпуле в 1883 году, «Форрест Холл» представлял собой трехмачтовое судно с железным корпусом длиной 84,5 метра и валовым тоннажом 2,052, которое было способно перевозить в трюме более 3000 тонн угля.
В начале января 1899 года судно, буксируемое пароходом «Джейн Джолифф», вышло из доков Авонмута в Ливерпуль на переоснащение. «Форрест Холл» шел без груза, только с балластом, управляемый командой в восемнадцать человек (вместо штатных двадцати пяти), включая пятерых матросов-учеников.
В четверг 12 января 1899 года поднялся сильный штормовой ветер силой 9 баллов, и капитан буксира решил, что будет лучше вернуться в Бристоль, однако капитан «Форрест Холла», предположительно Джеймс Эллисс, из-за плохой видимости не разглядел тревожных сигналов. К западу от острова Ланди буксирный трос лопнул, и два судна столкнулись, в результате чего «Форрест Холл» утратил руль.
Несмотря на два якоря, спущенные с наступлением ночи, «Форрест Холл» продолжало тащить штормом в сторону залива Порлок и коварных подводных скал у Херлстоун-Пойнт. Постепенно буксир «Джейн Джолифф» потерял его из виду, и, поскольку команда парохода позже заметила в воде поврежденные детали рулевого управления, капитан предположил, что «Форрест Холл» разбился о скалы и затонул.
Тем временем экипаж «Форрест Холл» принялся запускать сигнальные ракеты через равные промежутки времени в надежде, что их заметит какая-нибудь из станций RNLI (Национального королевского общества спасения на воде), размещенных вдоль побережья северного Девона. Наконец, ракету увидел Том Поллард, местный сотрудник береговой охраны и владелец гостиницы «Лоуэр Шип», и в тут же минуту послал сына телеграфировать на станцию спасательных шлюпок «Уотчет» о терпящем бедствие судне.
Однако шторм был таким яростным, что на «Уотчет» не смогли спустить на воду спасательную шлюпку, поэтому пришлось слать еще одну телеграмму - на этот раз на станцию спасательных шлюпок Линмута. В телеграмме, полученной в 7:52 вечера, сообщалось, что «Форрест Холл» опасно дрейфует в сторону Порлок Вейр.
Погодные условия в Линмуте были не менее паршивыми: шторм уже успел затопить прибрежные дома, магазины и саму спасательную станцию, поэтому экипаж шлюпки «Луиза» пришел к выводу, что безопасно стартовать из гавани у них не получится. Именно в этот момент рулевому старшине Джеку Крокомбу пришла в голову идея перетащить шлюпку по суше в Порлок Вейр, чья гавань была достаточно защищена, чтобы обеспечить безопасный спуск на воду. Так началось путешествие в 13 миль, которое пришлось совершать всего лишь в один из сильнейших штормов на памяти живущих, волоча десятиметровую лодку весом 10 тонн вверх и вниз по холму Каунтисбери, чья высота достигает 434 метров над уровнем моря.
Не устрашась этой титанической задачи, более сотни местных жителей, включая женщин и детей, быстро собрались и присоединились к экипажу спасательной шлюпки. К тележке, на которую водрузили судно, была прицеплена упряжка из восемнадцати лошадей, после чего начался медленный подъем на холм Каунтисбери. Нескольких мужчин отправили вперед - расширять участки дороги через вересковую пустошь, а двоим была поручена ответственная задача поддерживать огонь в фонарях. Остальные толкали тележку, помогая лошадям преодолевать холм.
На вершине произошла первая неудача: у тележки отломилось колесо. К счастью, случилось это недалеко от гостиницы «Блю Болл». Так что, пока ремонтировали и ставили на место колесо, все участники выпили немного приветственного эля. Поскольку в тот момент казалось, что самая трудная часть задачи успешно выполнена, большинство добровольцев разошлись по домам, оставив лишь двадцать человек, четырнадцать из которых были командой спасательной шлюпки.
Однако после подъема последовал не менее опасный спуск с противоположной стороны холма, причем лошади и мужчины натягивали веревки, чтобы лодка не улетела вперед. Четыре лошади по ходу мероприятий погибли.
Недалеко от Эштона дорога оказалась слишком узкой, чтобы по ней могла проехать тележка с грузом. Пришлось снимать «Луизу» с колес, вручную протаскивать ее на полозьях по тесному проходу, а затем опять ставить на тележку. Как только спуск был преодолен, перед ними предстала новая трудность: садовая стена ограничивала ширину дороги до такой степени, что проехать не было никакой возможности. В итоге изрядную часть стены попросту снесли.
Еще ниже дорога была размыта морем, поэтому потребовался объезд.
И даже на относительно ровной дороге от Порлока до гавани их путь преградило дерево, чьи ветви препятствовали проезду. Естественно, дерево было немедленно срублено. Наконец, к 6:30 утра процессия достигла моря, где, несмотря на голод и усталость, команда сразу же спустила на воду «Луизу» и поплыла к «Форрест Холлу».
Борьба с бурным морем и свирепым ветром заняла не меньше часа.
Тем временем терпящее бедствие судно, несмотря на два сброшенных якоря, все так же медленно дрейфовало недалеко от мыса Херлстоун. Часть команды спасательной шлюпки поднялась на борт, чтобы дождаться прибытия двух буксиров, в то время как остальные непрерывно гребли, удерживая «Луизу» на достаточном, но безопасном расстоянии.
Вскоре после рассвета прибыли буксиры и, успешно прикрепив трос к «Форрест Холлу», оттащили его через Бристольский канал в Барри, причем, «Луиза» следовала за ними на случай, если судно столкнется с какими-нибудь дальнейшими трудностями. Суда прибыли в Барри в 18:00 того же вечера, и, после того, как всех накормили и дали немного отдохнуть в «Приюте моряков», спасатели отправились обратно через Бристольский залив, вернувшись домой в 11:30 14-го января.
После спасения «Форреста Холла» его благодарный владелец, мистер Р. Х. Фрай из Ливерпуля, пожертвовал 75 фунтов стерлингов на приобретение золотых часов и цепочек, которые были подарены Джеку Крокомбу и второму рулевому Джорджу Ричардсу. Кроме того, каждый член экипажа «Луизы» получил по 5 фунтов стерлингов.
Подвиг спасателей был увековечен в детском историческом романе К. Уолтера Ходжеса 1969 года The Overland Launch (на русский язык, насколько мне известно, никогда не переводился).
В 1903 году, а также на столетний и стодвадцатипятилетний (прямо в текущем году) юбилеи память об этом событии отмечалась реконструкциями сухопутного похода, правда, при дневном свете, и с использованием доступной техники на сложных участках, но, погода, тем не менее, всегда «радовала» традиционной для здешних мест мерзостью.
12 января 1999 года
13 января 1903 года
Для стодвадцатипятилетнего юбилея английской музыкальной группой Skinny Lister была сочинена и спета тематическая песенка «13 миль».
Неплохая, кстати, мне понравилось. Вот, извольте убедиться:
Click to view
Пысы: Любопытно, что неудачи, преследовавшие «Форрест Холл», на этом не закончились. 27 февраля 1909 года во время рейса из Ньюкасла в Австралии в Антофагасту в Чили с грузом в 3127 тонн угля судно мощно заехало на мель у береговой линии дальней северной оконечности Северного острова Новой Зеландии и поломалось - причем, ясным днем и в спокойную погоду, не испытывая ни малейших технических проблем, что считается чуть ли не уникальным случаем в истории мирового судоходства. Весь экипаж был спасен, а останки судна до сих пор можно наблюдать во время отлива.
Бытует несколько предположений, почему так по-дурацки вышло: одни говорят, что капитан Джон Фенн Коллинз испытывал эпилептические припадки во время плавания, другие - что тот же капитан безответственно проигнорировал толковые советы опытных членов команды, в результате чего заехал не туда. Кстати, вполне могло быть и то, и другое сразу.
Такие дела.
Подписывайтесь на телегу, посвященную 1899 году:
Впереди вечность! Там, оказывается, дохрена чего интересного было.