сё мудрость
помнишь, Алеша,
мы грызли как мыши,
непрозрачное время.
Сим победимши.
Велимир Хлебников,
автограф на фотографии Алексея Крученых
мой невзаимный друг тёма лебедев как-то написал про кино - мол, исключительно технологичный процесс, без шансов быть признанным как искусство. не хочу ни с кем спорить, просто жаль, когда люди сами себе закрывают полный обзор жизни, оставляя только узкую замочную скважину.
дальше будет довольно много пространностей и даже выспернных слов, поэтому облегчу задачу сторонникам лебедевской позиции.
кино, как и любое искусство, содержит код, прочтя который, зритель понимает главное: ДЛЯ ЧЕГО (а не про что) был снят фильм, что хотел сказать этой историей режиссер.
Именно при наличии этого кода фильм состоит из тщательно выверенных элементов.
Сверхзадачи - "чтоб было страшно" или "чтобы хуй встал" - тоже имеют место быть, вопрос в том, что для их достижения не требуется сколь-либо широкого набора кинематографических инструментов. По-настоящему профессиональных режиссеров это будет нежелательным образом стеснять и ограничивать.
Именно поэтому фильмы "Терминатор", "Рэмбо I" и даже фильмы Тинто Брасса рассказывают зрителю про нечто большее, чем просто то, что помещено в кадр (Тинто Брасс и вовсе - уникум. Его надстройка над буквальным содержанием кадра - чисто изобразительная, не вытекающая из развития сюжета).
Язык кино - это сумма смыслов, состоящая из семантики каждого эпизода, каждого кадра. Это производная, объединяющая именно такой набор героев, мест действия и т.д.
Именно поэтому Тарковский - общепризнанный символ кино как искусства. Другое дело, что заложенных смыслов в его фильмах всегда несколько и далеко не все они могу быть прочтены профессиональными зрителями, не говоря о широкой аудитории.
Конкретно пример языка кино быстрее всего смогу объяснить на примерах из двух фильмов Андрея Тарковского.
1. Зеркало.
Сын главного героя, мальчик лет 12-ти, в квартире отца берет из шкафа и листает старинную книгу с иллюстрациями Да Винчи. Он делает это как-то нарочито небрежно, неаккуратно. Нас и так это коробит, потому что непонято - почему и зачем он ТАК. Это объясняет другой эпизод.
Та же книга, раскрытая на иллюстрации Да Винчи - лежит на деревянном столе в полисаднике деревенского дома, вокруг которого играет со своей сестрой сам главный герой - ретроспективно отнесенный в собственное детство.
Теперь расшифруем.
Главный герой еще мальчиком читал эту книгу.
Он сохранил ее, став взрослым и переехав жить в город.
Эта книга - атрибут его детства, она принадлежит тому времени, которое для сына главного героя - дальнее и непонятное прошлое.
В том, как небрежно обращается молодой отпрыск главного героя с прошлым героя, и есть мысль - о прерываемой связи времен, о том, как небрежны мы к своему прошлому. Об утраченной связи времен если угодно.
Хотите проверить - ответьте сами, зачем там же, когда сын листает книгу, вставлен эпизод с цитатой из пушкина, описывающей некие взгляды на судьбу россии в истории.
ну а уж про то, что символизирует собой птичка, прилетающая к герою в детстве и улетающая от него после смерти - излишне расшифровывать.
2. Солярис
Океан планеты Солярис посылал экипажу орбитальной станции материализованных призраков.
Фантомы черпали свою природу из внутренних миров каждого из космоноватов.
При этом главное свойство пришельцев - будучи порождениями людской души, они не самостоятельны в своем существовании и могут быть, только при условии, что сам человек находится рядом.
Бонионису является призрак его покойной жены.
и в какой-то момент он,оставив ее в другой комнате, чуть не погубил ее. она умерла в его отсутствие, но когда он вернулся - снова обрела свое материальное существование
но это так - предисловие, напоминающее суть действа.
главное вот сейчас.
однажды фантом жены забредает в кают-компанию, где по стенам висят картины.
она начинает разглядывать Брейгеля - камера скользит по полотну, пейзажу, фигурам людей в нем,
а за кадром в это время слышатся лай собак, голоса, звуки жизни.
и вдруг выясняется - Бонионис опять отлучился и оставил свою фантомную жену одну... Он в ужасе прибегает в кают-компанию, ожидая увидеть еще одну смерть. Но - жена как ни в чем ни бывало сидит напротив картины и, обернувшись к Бонионису, говорит: "Все в порядке, я научилась быть одна".
Наконец, сам фильм завершает кадр, где на поверхности окенаа Соляриса стали появляться осторва и материки, а Бонионис возвращается домой к отцу, и все это - не на замле, а посреди океана Солярис.
Расшифруем фразы этих эпизодов:
1. В каждом из нас содержится космос. Человек - потенциальный генератор целых миров, именно его духовная суть способна одушевлять пространтсва.
2. Искусство - Брейгель в данном случае - рождает в мыслящем существе импульс к зарождению собственного "я" . точнее не скажешь.