Особенности национального законодательства по вопросам поставки, размещения и использования ИТСНК в рамках проектов программы сотрудничества Европейского Союза и России
Часть I
Предисловие
Уважаемые читатели, изложенное в данной статье будет вам более понятно, если вы обратитесь к предыдущим статьям автора, опубликованным на портале Sec.ru (
http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=27697;
http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=28102;
http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=28570).
Со своей стороны автор заверяет вас, что статья не является заказной и выражает исключительно только его личное мнение.
Ранее, в предыдущих статьях, было установлено, что Федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» ( Федеральная целевая программа была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 932) , предусматривалось финансировать работы по созданию автоматизированной системы ведения земельного кадастра за счёт кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития в рамках программы «ТАСИС» (
http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=28102 ).
ТАСИС - это русскоязычное написание английской аббревиатуры «TACIS» - Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - New Independent States of Central Europe, the Caucasus and Central Asia) или Техническое содействие Содружеству Независимых Государств.
Программа действовала до конца 2006 года. В настоящий момент времени взаимоотношения Европейского Союза и России осуществляются в рамках так называемых «дорожных карт» (Прим. - планов) «Программы сотрудничества Европейского Союза и России».
Европейские нерусскоязычные пользователи сети «Интернет» о деятельности Европейского Союза могут узнать на сайте
http://eeas.europa.eu/index_en.htmС данного сайта есть переход на русскоязычный сайт Представительства Европейского Союза в России (
http://eeas.europa.eu/delegations/russia/index_ru.htm).
Кратко на нём можно ознакомиться с хронологией сотрудничества между Европейским Союзом и Россией (
http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/chronology/index_ru.htm).
Первое впечатление автора от официально приводимых в сети «Интернет» материалов по Программе сотрудничества:
• Сайт Представительства Европейского Союза в России обновлён. Адрес сайта изменён. Ссылка на старый адрес не работает.
• Исчез сайт проекта «Поддержка национального координационного бюро»;
• Исчезли сайты Региональных бюро поддержки вместе с перечнями скоординированных ими проектов ТАСИС.
• Систематизированные данные о том, что было выполнено на территории Российской Федерации за период с 1991 года по 2006 год, со всеми ссылками и отчётами в настоящий момент времени не приводятся. Переход по ссылкам, ранее приводимым в официальных отчётах по проектам и на сайте Представительства Европейского Союза в России, стал невозможен. Не исключено, что информация удалена из общего доступа или уничтожена.
• Описания выполненных и находящихся в стадии реализации проектов, а также соглашений между Российской Федерацией и Европейским Союзом на русском языке не приводятся. В содержании имеющихся документов активно используются «инорусские слова» (
http://www.umopit.ru/texts/inorus.htm) . Подобное «мягкое шифрование» значительно сокращает объём воспринимаемого материала.
Процессы «зачистки» и «мягкого шифрования» информации (в том числе рекомендаций, приводимых в отчётах по проектам) показывают, что действия иностранной стороны являются «непрозрачными», а к информации предъявляется требование конфиденциальности с целью снижения степени потенциальных угроз.
Такая «непрозрачность» позволяет сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации, якобы в интересах населения Российской Федерации, иностранной стороной проводятся в режиме конфиденциальности проекты в рамках соглашений, конфиденциально заключённых с уполномоченными органами власти Российской Федерации.
В причинах «непрозрачности» более подробно мы с вами разберемся в следующем разделе.
Причины «непрозрачности» Программы сотрудничества Европейского Союза и России
Для исследования причин «непрозрачности» Программы сотрудничества Европейского Союза и России, по мнению автора, целесообразно ознакомиться с «Отчётом о проверке результатов реализации проектов технического содействия в Российской Федерации, финансируемых ТАСИС, в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и у получателей (распорядителей) средств (выборочно)» (в течение марта 2004 - мая 2005 года) (
http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/11-buleten_doc_files-fl-1318.pdf ) и с Аналитическими докладами научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России (выпуск № 8 (13), 2006 год, Ирина Пашковская «Европейский Союз: помощь развитию России посредством реализации программы ТАСИС и программы по демократизации и правам человека, а также оказания гуманитарной помощи» (
http://www.mgimo.ru/fileserver/books/ad-13.pdf) .
Для экономии времени читателей автором приводятся выдержки из этих документов, содержание которых позволят взглянуть на Программу сотрудничества Европейского Союза и России с несколько иной точки зрения.
«…….
Начиная с 1991 года, значительную часть своей деятельности по стимулированию преобразования России на основе европейских моделей и стандартов Европейский Союз осуществляет в рамках программы ТАСИС.
«Техническое содействие», согласно устоявшейся международной терминологии, представляет собой особый вид международной помощи индустриально развитых стран и международных организаций развивающимся странам и иным третьим странам. Сущность технического содействия заключается, главным образом, в консультировании, а также в изучении нуждающихся стран и профессиональной подготовке их кадров.
По мнению доноров технического содействия, развитие стран-получателей помощи должно происходить на основе внешних, привнесенных экспертных знаний, а не на основе существующих знаний и опыта местных специалистов.
Почти все средства, выделяемые для реализации проектов технического содействия, идут на оплату экспертных услуг иностранных специалистов.
Большая часть технического содействия ориентирована на интересы доноров. Доноры играют ведущую роль при определении потребностей страны-получателя помощи, содержания проекта, условий его исполнения и отчетности; в мониторинге и оценке итогов проекта.
Отметим, что в проектах по программе ТАСИС в России участвуют две стороны: российский партнер и партнер со стороны Европейского Союза. Европейская комиссия сама подбирает участников проектов со стороны Евросоюза. Кроме того, к работе над исполнением проектов привлекаются специалисты в соответствующих областях, кандидатуры которых утверждаются Европейской комиссией.
Проблема заключается в том, что Европейская комиссия не имеет собственной организационной структуры, которая бы подбирала кадры специалистов для работы над различными проектами. Эта задача поручается коммерческим фирмам, занимающимся подбором кадров, сотрудники которых нередко также имеют свой коммерческий интерес. Нередко лица, участвовавшие в проектах в качестве специалистов и утвержденные Европейской комиссией, не имели должного образования, навыков и опыта работы в соответствующих областях деятельности.
Поясняя итоги проведенного анализа эффективности реализации программы ТАСИС в России, представитель Счетной палаты РФ заявил: «Основное содержание каждого проекта программы ТАСИС - это предоставление консультационных услуг силами организаций из государств-членов Евросоюза. На эти цели тратится около 80% выделенных средств. К сопутствующим расходам относятся финансирование подготовки кадров, проведение семинаров и конференций (10 процентов), а оставшиеся средства (около 10 процентов) предназначаются для поставок материально-технических средств. Анализ показал также, что с точки зрения большинства российских получателей содействия средства ТАСИС целесообразно было бы распределять в обратной пропорции».
Этот вывод Счетной палатой РФ подтвердил правильность положения, изложенного в аналитическом докладе «Европейский Союз: помощь развитию», в котором говорится: «Реально основным видом деятельности Европейского Союза в рамках программы ТАСИС остается оказание консультативной помощи, причем в основном силами экспертных структур из самих стран Европейского Союза, … расходуемые средства программы ТАСИС по сути не то, что возвращаются, а не покидают Европейский Союз».
Европейский Союз считает Россию основным источником энергоресурсов для европейских стран, а также потенциальным рынком товаров и услуг.
Несмотря на формально безвозмездный характер помощи, осуществление программы ТАСИС требует от российских получателей существенных административных, интеллектуальных и финансовых затрат.
Потребность в достижении стратегических целей в отношении России диктует заинтересованность Европейского Союза в развитии России по благоприятному для него сценарию. Определив для себя перспективы взаимодействия Евросоюза с Россией и угрозы, проистекающие из России, Европейская комиссия сформулировала направленность своей деятельности в рамках программы ТАСИС в России дословно следующим образом: «Россия должна быть способной развиваться как процветающий рынок для экспортных товаров и инвестирования из государств-членов ЕС и как надежный источник поставок энергоресурсов, а также как стабильный, предсказуемый и сотрудничающий партнер для обеспечения безопасности на Европейском континенте».
Евросоюз оказывает всеобъемлющую помощь проведению Россией тех реформ, которые содействуют полному сближению, интегрированию и конвергенции России с Европейским Союзом.
В трансформации российского общества Европейский Союз отдает приоритет институциональной реформе в области законодательства, судопроизводства и государственного управления.
Помощь Европейской комиссии институциональной реформе в законодательной сфере предназначена для разрабатывающих и принимающих законодательные акты институтов:
• Администрации Президента России,
• Государственной Думы и Совета Федерации.
Например, по проекту «Юридическая защита субъектов экономической деятельности» с бюджетом 5 млн евро получателем помощи являлось Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
Средства проекта «Правовое содействие Государственной думе РФ» с бюджетом 3 млн евро направляются на совершенствование работы Государственной Думы РФ.
Содействие институциональной реформе в области судопроизводства в рамках программы ТАСИС оказывается в форме обучения судей, работающих в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также работников системы Судебного департамента Верховного Суда РФ.
Например, реализовывался проект «Подготовка судей и управляющих делами судов с бюджетом» 4 млн евро, участником которого была Российская академия правосудия в сотрудничестве с Судебным департаментом Верховного Суда РФ. Продолжением этого проекта является проект «Обучение судей и управляющих делами судов, 2-я фаза» с бюджетом 5 млн евро. Проект «Содействие системе арбитражных судов» с бюджетом 4 млн евро, участником которого является Высший Арбитражный Суд РФ, направлен на повышение квалификации судей в области права интеллектуальной собственности, акционерного права, контрактного права, права банкротства, таможенного и налогового права.
Институциональная реформа государственного управления направлена на дерегулирование и демонополизацию экономики России с акцентом на стратегическом энергетическом секторе посредством «Энергетического диалога ЕС-Россия» при параллельном создании общего европейского экономического пространства. В рамках «Энергетического диалога ЕС-Россия» в 2001 году создан Центр ЕС-Россия по энергетическим технологиям для проведения исследований и внедрения в российской экономике передовых, эффективных и благоприятных для окружающей среды технологий.
Институциональная реформа в области государственного управления России проводится также с целью ускорить решение вопросов, связанных с улучшением внешнеторговых связей, в том числе, вступлением России в ВТО. Для интегрирования России в международную торговлю на условиях, выгодных наиболее индустриальным государствам, в том числе государствам-членам ЕС, с 2001 года действовала Национальная программа действий для России «Членство в ВТО» с бюджетом 2 млн евро, а с 2003 года действует Национальная программа действий для России «Членство в ВТО II» с бюджетом 3 млн евро.
Другим примером поддержки реформы государственного управления в России является проект «Совершенствование управления государственными расходами», об открытии которого объявлено Представительством Европейской комиссии в России (Москва) 12 сентября 2005 года. Бюджет проекта, срок действия которого - до конца 2006 года, составляет 1,5 млн евро. Данный проект является логическим продолжением проекта «Реформа государственного бюджета», действовавшего в период 2003-2005 годов.
Позиция Европейского Союза в отношении социально-экономической реформы базируется на утверждении, что уважение прав человека и основных свобод невозможно при отсутствии в стране рыночной экономики. Однако переход к рыночной экономике, на которой настаивает Евросоюз, сопровождается для широких кругов населения России социальными проблемами, вызванными внедрением рыночных принципов и механизмов в действовавшие в прошлом системы жизнеобеспечения общества: в систему социального обеспечения и в ранее бесплатные системы здравоохранения и образования.
В Стратегическом документе по стране для России на период 2002-2006 годов изложена политика Европейского Союза по оказанию помощи России в преодолении социальных проблем переходного периода, которая состоит в полной поддержке исполнения правительственной программы социально-экономической реформы России путем содействия экономическому развитию через частную инициативу и рыночные механизмы. Деятельность Европейской комиссии по поддержке экономической реформы в России направлена на создание здорового финансового сектора, включая развитие страхового дела и рынка ценных бумаг, а также на улучшение механизмов прямого инвестирования для стимулирования экономического роста российской экономики.
В социальную реформу России Европейская комиссия включает реформирование на рыночных принципах системы социального обеспечения, пенсионной системы, систем здравоохранения и образования. Подразумевается, что в результате осуществления социально-экономической реформы улучшится качество государственных социальных и здравоохранительных услуг и будет создан механизм предотвращения и контроля над распространением болезней.
В Стратегическом документе по стране для России на период 2002-2006 годов указывается на необходимость перепрофилирования деятельности российских ученых, ранее работавших на оборонную промышленность и специализирующихся на технологиях создания оружия массового уничтожения. Ведущая роль в этом принадлежит Международному научно-техническому центру в Москве, созданному Евросоюзом совместно с США, Японией и Россией. Посредством Международного научно-технического центра, во-первых, обеспечивается доступ к информации о российских ученых-ядерщиках и о российских исследовательских проектах в ядерной сфере и, во-вторых, осуществляется коммерциализация результатов российских научных исследований и создание в этих целях соответствующих средних и малых предприятий.
С российской стороны взаимодействие с Европейским Союзом по программе ТАСИС осуществляет Национальное координационное бюро -Комиссия Министерства экономического развития и торговли РФ по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (
http://www.comission.economy.gov.ru/wps/portal/committee). До 2001 года подразделение, взаимодействовавшее с Европейской комиссией по программе ТАСИС с российской стороны, руководствовалось рядом постановлений Правительства РФ
(Постановление Правительства от 9 марта 1992 года № 146 «Об организации взаимодействия с Комиссией Европейских Сообществ»;
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 ноября 1993 года № 1227 «О Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза Российского агентства международного сотрудничества и развития»;
Постановление Правительства РФ от 4 апреля 1994 года № 277 «Об организации работы с иностранными инвестициями и консультационно-техническом содействии»;
Постановление Правительства РФ от 17 мая 1995 года № 487 «Об организации взаимодействия с Комиссией Европейских сообществ по вопросам консультационно-технического содействия»;
Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 года № 832 «О некоторых вопросах Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза при Министерстве экономики Российской Федерации»).
Последние шесть лет в этой области действует Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 года № 642 «О совершенствовании взаимодействия с Комиссией Европейских Сообществ по вопросам консультационно-технического содействия», согласно которому Министерство экономического развития и торговли РФ выполняет функции национального координационного бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза. Национальное координационное бюро обязано, во-первых, организовывать взаимодействие российской стороны с Европейской комиссией, в частности, по передаче Европейской комиссии заявок на оказание содействия и финансирование проектов и, во-вторых, контролировать реализацию проектов по программе ТАСИС, финансируемых Европейской комиссией.
….»
Следует отметить, что Министерство экономического развития Российской Федерации в плане взаимодействия с Европейским Союзом является преемником Министерства экономического развития и торговли РФ.
В соответствии с пунктом 5.3.5. «Положения о министерстве экономического развития Российской Федерации» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 № 437 (с изменениями от 29.08.2011 N 720) Министерство осуществляет функции национального координационного бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского Союза.
Обращает внимание, что на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации и входящего в его состав Департамента Европы не приводится информация о выполнении Министерством функций Национального координационного бюро.
Согласно «Положению…» Министерство осуществляет регистрацию проектов и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов и программ технической помощи. На сайте в разделе «Информационные системы, банки данных, реестры, регистры» данный реестр не показан.
Вновь наблюдается «непрозрачность» уже на официальном сайте российского федерального органа исполнительной власти.
Достаточно ознакомится с содержанием «Положения…», чтобы уяснить, что Координационные полномочия Министерства позволяют с учётом рекомендаций «экспертов» соблюсти стратегические интересы Европейского Союза не только в сфере:
- анализа и прогнозирования социально-экономического развития,
- развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса,
- внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли),
- имущественных отношений,
- несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления,
- оценочной деятельности,
- земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения),
- государственного кадастра недвижимости,
- осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности,
- государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения),
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии,
- государственной статистической деятельности,
- инвестиционной деятельности и государственных инвестиций,
- формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ),
- ведомственных целевых программ,
- разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации,
- создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации,
- управления государственным материальным резервом,
- размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
но и в сферах деятельности других федеральных органов исполнительной власти.
Так всё же, почему «закрывается» исторически важная информация? Какие угрозы и для кого она несёт?
В поиске ответа на эти вопросы автором проведено исследование смыслового значения одного из чаще других повторяющихся слов в Программе сотрудничества Европейского Союза и России - слова «реформа».
В толковом словаре Ожигова значение слова «реформа» определяется как:
1. Преобразование в какой-нибудь области политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя;
2. Преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь.
Но в словаре русских синонимов последовательный переход дал следующий результат:
«Реформа» - перемена/ переворот (ломка, перелом), переменять/ ломать старые порядки/ сокрушать/ губить, уничтожать/ истреблять, разрушать, подавлять.
То есть смысловое значение слова «реформа» в русском языке находится достаточно близко к значению слова «разрушение»!!!
Уж не с этим ли связано, что вместо «реформ» в Российской Федерации взят курс на «модернизацию», «развитие и совершенствование», «реструктуризацию»?
«Модернизация» слово не русское. Из словаря иностранных слов становится понятным, что «модернизировать» [фр. moderniser < гао-derne современный] - делать современным) - значит изменять соответственно требованиям современности, вводя различные усовершенствования.
Слово «изменять» нам уже ближе. Проделываем ту же операцию со словарём синонимов и получаем результат:
«Изменение» - перемена, реформа. То есть результат аналогичен первому.
Таким образом, слова «реформа» и «модернизация» могут иметь смысловое значение «разрушение» (уничтожение).
В рамках Программы сотрудничества Европейского Союза и России выполнялись (выполняются) следующие реформы/разрушения:
- Институциональные реформы в области законодательства, в области судопроизводства и государственного управления;
- Социально-экономическая реформа (реформа системы социального обеспечения, реформа системы пенсионного обеспечения, реформа здравоохранения и реформа образования);
- Реформа системы трудовых отношений;
- Развитие и совершенствование инновационной системы (наука и коммерциализация технологий);
- Реструктуризация сталелитейной отрасли.
Разумеется, это не полный список.
Любознательный читатель может ознакомиться:
- С материалом о «реформах» в книге И.Г. Калабекова «Российские реформы в цифрах и фактах» (
http://kaivg.narod.ru/;
http://kaig.ru/reform.pdf) и сам для себя ответить на вопрос: «Реформы в России - это путь улучшения или путь уничтожения?».
- С достаточно интересными статистическими данными на сайте «Агентства РиФ» (
http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru ).