Оригинал взят у
pbs990 в
НА НИЩАЮЩЕМ НАСЕЛЕНИИ РОССИИ ВСЁ БОЛЕЕ ЗАТЯГИВАЕТСЯ ДОЛГОВАЯ УДАВКАНадувание кредитного пузыря усиливает дисбалансы в экономике
________________________________________
Владислав Жуковский, независимый экономист для KPRF.RU
На протяжении последнего времени в России наблюдается крайне странная ситуация, которая не наблюдалась на протяжении всех последних 11 лет - ни рост цен на нефть, ни колоссальный приток нефтедолларов, ни стремительный рост кредитования населения не оказывают положительного влияния на реальный сектор экономики, раздувая пузырь на розничном рынке.
Коллаж: iuris-civilis.ru
На наших глазах происходит слом существовавшей на протяжении последних 11 лет паразитической модели «экономики трубы», подразумевавшей проедание «нефтедолларовых» доходов от распродажи невосполнимого минерального сырья, вывоза капитала в оффшоры и ускоренного роста спекулятивных и сырьевых секторов экономики. Несмотря на тот факт, что за последние 2,5 года цены на нефть подскочили на 40%, темпы роста экономики стагнируют на отметке в 4,3%, реальные доходы населения с учётом 15-20% роста цен на ЖКХ и платности государственных услуг снизились на 7-15%, а темпы роста в обрабатывающей промышленности сжались в 5 раз - с 11,8% в 2010 г. до 6,5% в 2011 г. и 2,4% по итогам марта 2012 г.
При этом объёмы выпуска машин и оборудования до сих пор на 16,3% ниже уровня 2007 г., электронного и оптического оборудования - на 19%, неметаллической минеральной продукции - на 14,9%, а в металлургии производство ниже на 3,6%.
И на фоне спада производственной активности в реальном секторе экономики мы видим настоящий потребительский бум - темпы роста розничного товарооборота ускорились с 5% в 1-м кв. 2011 г. до 7,5% по итогам января-марта 2012 г. При этом по-прежнему ускоренными темпами растут объёмы продаж непродовольственных товаров (+9,6% в 1-м кв. 2012 г. и 110,8% по итогам 2011 г.), при ускорившемся росте продуктов питания с 3,2% до 5,1% соответственно.
Наиболее высокие темпы роста продаж зафиксированы в сегменте легковых автомобилей - продажи подскочили более чем на 17% в годовом выражении, что вызывает недоумение на фоне усиливающегося сжатии деловой активности и падения уровня жизни большей части населения России. Одновременно с этим наблюдается ускоренный рост продаж автомобилей стоимостью выше 1,5 млн. рублей, реализация которых подскочила на 60-90% в зависимости от производителя, тогда как продажи в эконом-классе, на долю которого приходится 80% рынка, выросли лишь на 25-30%. При этом продажи отечественного Автоваза, погрязшего в откатах, коррупции и роспилах, несмотря на многомиллиардные вливания со стороны государства упали на 14% сразу же после окончания программы утилизации старых автомобилей.
И эта тенденция не должна вызывать недоумения - сложно было ожидать иного в условиях, когда только по официальной статистике разрыв в уровне доходов 10% богатых и бедных россиян превышает 16 раз, а с учётом доходов от предпринимательской деятельности и капитала, а также коррупционных и не задекларированных прибылей, превышает 75-80 раз.
Даже с учётом заниженной в 1,5-2 раза политкорректной оценкой инфляции доходы населения выросли на едва заметные 0,8% в 2011 г. и на 2,6% в 1-м кв. 2012 г., что в 3-4 раза ниже темпов роста потребления, которое подкрепляется безудержным наплывом импорта и скачкообразным ростом кредитования. Другими словами имеет место усиливающееся проедание «нефтедолларовых» доходов от распродажи невосполнимого минерального сырья узким кругом приближенных к властной кормушке сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников, тогда как малый и средний производительный бизнес задыхается от чиновничьего беспредела, ценового произвола монополий, неподъёмных цен на ГСМ и наплыва импорта.
Наблюдаемый потребительский бум не имеет ни ресурсного, ни финансового обеспечения - на фоне 5-кратного снижения темпов роста в обрабатывающих отраслях до 2,4% импорт товаров растёт на 17-20%. Одновременно с этим усиливающееся снижение уровня жизни 60% населения с доходами менее 15 тыс. рублей компенсируется стремительным ростом кредитной нагрузки - только за последний год объём выданных кредитов населению со стороны банковского сектора России вырос на 40% и достиг 6,42 трлн. рублей, а размер задолженности по кредитным карточкам подскочил на 70%. Аналогичными темпами растут удельный вес просроченной задолженности и невозвратов по кредитам, что в условиях спада деловой активности, масштабного вывоза капитала (порядка 80 млрд. долл. за период с сентября 2011 г.) и кризиса ликвидности в банковском секторе грозит обернуться банковским кризисом.
Ускоренный рост розничных продаж на фоне усиливающегося спада производства в промышленности и снижения реальных доходов населения, сопровождаемый стремительным ростом кредитования населения, лишь усиливает дисбалансы в экономике, увеличивает зависимость внутреннего рынка от импорта и консервирует сырьевой характер экономики. Неконтролируемый наплыв дешёвого китайского и субсидируемого европейского импорта вымывает остатки обрабатывающей промышленности, в результате уже сегодня доля импорта на прилавках в магазинах зашкаливает за 65-80%, а объёмы выпуска высокотехнологичной продукции в 3-5 раза ниже отметок 20-летней давности. В ситуации, когда расходы на образование, науку и НИОКР в 2-3,5 раза ниже уровней в США, а по подписанному президентом проекту бюджета до 2014 г. расходы на науку, медицину и социальную сферу сократятся на 15-35% с учётом инфляции, не вызывает удивления тот факт, что доля наукоёмкой продукции в ВВП не превышает 3,5%, в экспорте менее 3%, в прибылях экономики ниже 1,5-2%, а уровень загрузки мощностей не поднимается выше 35-40%.
Больше всего опасений вызывает тот факт, что эти дисбалансы в экономике нарастают на протяжении последних 11 лет - средние темпы роста в обрабатывающей промышленности за период 2001-2011 гг. не превышали 5,5%, рост реальных доходов населения не поднимался выше 8-9%, а наплыв импорта и прирост кредитования населения превышали 23% и 54% соответственно. Закономерным итогом стал ускоренный рост спекулятивных и непроизводительных секторов экономики, захлёбывающихся от притока нефтедолларов, при одновременной стагнации в обрабатывающей промышленности и наукоёмких производствах.
Именно по этой причине за последние 11 лет объём добавленной стоимости в финансовом секторе подскочил в 2,25 раз, в добывающих отраслях в 2,68 раз, в государственном управлении на 72,4%, а в обслуживающих интересы коррумпированных чиновников и сырьевых монополистов операциях с недвижимостью и строительном секторе прирост составил 68,8% и 92,2% соответственно. При этом в транспорте прирост добавленной стоимости не превысил 31%, в обрабатывающих производствах - 47,6%, в предоставлении коммунальных и социальных услуг - 13,6%, а в сельском хозяйстве и рыболовстве зафиксирован спад на 2,3% и 7,7% соответственно.
Другими словами, складывается парадоксальная ситуация, при которой не связанные с паразитической распродажей природных недр и финансовыми спекуляциями секторы экономики и наукоёмкие производства сокращают объёмы выпуска продукции, реальные доходы подавляющей части населения сокращаются, а иллюзия роста поддерживается благодаря наплыву и проеданию импортной продукции на заёмные средства. При этом и без того нищее в своём большинстве население России, 60% которого по данным Института социологии втягивается в долговую удавку.
Такая экономическая политика подрывает устойчивость отечественной деиндустриализированной «экономики трубы», способствует ещё большей деградации в обрабатывающей промышленности и остатках наукоёмких производствах, а также усиливает разрыв между добывающими и обрабатывающими отраслями, закрепляя за Россией статус сырьевой колонии транснационального капитала. Путин сказал совершенно правильные слова о необходимости диверсификации экономики и повышения производительности труда.
Однако при нынешнем откровенно антимодернизационном бюджете, убивающим последние надежды на финансирование высоких технологий и модернизацию изношенной на 75-80% инфраструктуры, и при ставшим уже практически неизбежным вступлении в ВТО, на корню уничтожившим остатки обрабатывающих производств, сохраняется курс на паразитическую эксплуатацию природно-сырьевого потенциала и превращение России в рынок сбыта для продукции глобальных ТНК и международной финансовой олигархии.
Сырьевая «экономика трубы» себя исчерпала и впереди Россию ждёт жёсткий системный кризис, который рискует вызвать слом не только существующей экономической модели, но и всей системы государственности. Об этом наглядно свидетельствует обвал в промышленности, падение уровня жизни подавляющей части населения и стагнация темпов роста экономики даже на фоне 40% роста на нефть за последние 1,5 года. Если на триумфально-болотную главным образом выходили «рассерженные горожане», то к осени на фоне приватизации бюджетной сферы и 15-20% роста цен на ЖКХ и ГСМ на улицы выйдут рабочие промышленных центров и глубинки, которые на своём собственном кармане ощутят последствия вступление в ВТО, спада в промышленности и роста платности государственных услуг.
Можно сколько угодно заниматься статистическими манипуляциями и за счёт занижения прожиточного минимума демонстрировать снижение величины бедного населения (как это сделал Росстат накануне выборов, урезав прожиточный минимум на 6%, что позволило сократить численность населения за чертой бедности практически на 9,2 млн. человек до 13,7 млн.). Или радоваться снижению уровня безработицы до 6,5%, когда 11% работающего населения имеют доходы ниже и без того в разы заниженного прожиточного минимума (6,2 тыс. рублей). Однако последовательный отказ правящих властей от исполнения своих служебных обязанностей, сопровождаемый беспрецедентным бегством капитала (24% федерального бюджета за 7 месяцев) и затуханием экономической активности, неизбежным образом спровоцирует усиление социально-политической нестабильности.
2012-05-18