Народный музей метрополитена в Москве

Mar 19, 2015 13:38

Я люблю московское метро. Не терпеливой, трудной и сдержанной любовью человека, вынужденного добираться на метро на работу и с работы. Нет. Я люблю этот механизм, соединивший в себе науку, творчество, героизм, труд, повседневность и романтику с восторгом отроковицы, познавшей первое чувство. И хотя я бываю там почти каждый день с исключительно практическими целями, до сих пор нет-нет, да и шевельнётся внутри что-то эдакое. Сравнить московский метрополитен мне почти не с чем, ибо ездила я в метро только ещё в Питере, Киеве и Праге, а это, согласитесь, совсем другой коленкор.

В музее метро прежде бывать не приходилось, хотя я уже несколько лет собиралась. Интерес возник, кажется, после прочтения книги Олега Дивова и Макса Рублёва «Не прислоняться». С точки зрения высокохудожественной она, может, и не блещет, но раскрывает кое-какие секреты и содержит массу любопытной информации о метро.

Музей находится в вестибюле станции Спортивная. На сайте метрополитена о музее написано, что он расположен на 2 и 3 этажах, когда же я поднималась по лестнице, обнаружила на 2 этаже объявление, что музей, мол, на 3м, а здесь служебные помещения. Поднялась на 3й, зашла, и…



И постигло меня жестокое разочарование. Ну ладно, ладно, не жестокое - просто разочарование. Музей оказался совсем не большим - по сути, один зал с двумя маленькими ответвлениями и ещё один зал для кинопоказа. Зал полутёмный и полон стеклянных витрин, и всё сделано очень по-советски, явно без расчёта на то, что кто-то захочет что-то сфотографировать. Среди экспонатов множество фотографий - тут и метростроевцы, и машинисты, и рабочие метро, причём, как правило, какие-нибудь комсомольские и партийные деятели, тут и пассажиры, среди которых почему-то преобладают пары 30-40 летних, а женщины обязательно с цветами. Есть витрины с документами, старыми схемами метро, начиная с самых первых; витрина с жетонами и билетами за всё время работы метро, а также действующий турникет, работающий от старой 5-копеечной монеты. Есть механизмы, трогать которые нельзя, да и разобраться в них невозможно без объяснений, и даже будка машиниста - зайти тоже нельзя, только на экскурсии. В зале для кинопоказа несколько стендов посвящены метрополитенам дружественных стран. Ну и, разумеется, часть экспозиции посвящено роли московского метро в Великой Отечественной войне.

Даже не будь этого стенда, никто не сомневался бы, что основными орудиями труда при строительстве московского метро были кирка и лопата.


Вот такой была первая схема московского метро. 1935 год.


А это попозже - 1969 год.


Кое-что из этого помню и я)


И из этого тоже) Особенное такое воспоминание детства: заходим с бабушкой в метро на Курской, и она даёт мне 20 копеек или 15, чтобы бросить в автомат и разменять на пятачки для прохода)


Друзья, простите за качество фотографий( Видите сами, какие условия съёмки.


Святая святых - кабина машиниста.


И её вид сборку)


Что это, не знаю) Но это было очень легко сфотографировать)))


Макет поезда. Всё, блин, за стеклом, и не потрогать. Кинестетикам вообще сюда идти незачем(


Стенды метрополитенов дружественных стран.


И ещё.


Модель эскалатора. Действует ли она, я не знаю.


Но это, скорее, хорошее. Что же не так, спросите вы. Да всё не так, друзья, всё не так. Музей этот бесплатный, что, с одной стороны, не может не радовать. И там проводятся экскурсии, что тоже вроде бы здорово, но! На экскурсии водят школьников младших классов. Экскурсия длится 1,5 часа, а это многовато для деток 8-10 лет, которых привезли туда после целого дня занятий в школе. Естественно, начинается галдёж, дети отвлекаются, экскурсоводы на них цыкают, ругают, стыдят их, и заканчивается всё общим раздражением. Экскурсии проводят две достаточно пожилые женщины (не одновременно, конечно, а по очереди), которым тяжело перекричать молодую поросль, да и надоело им уже изо дня в день талдычить одно и то же. Я стала невольной свидетельницей диалога одной из этих женщин с представителем такого же музея в Питере, и слышала, как она сказала, что в прошедшую субботу у них было 300 человек. Нагрузка на них колоссальная, а выхлоп-то едва ли есть. Хорошая задумка испорчена формальным подходом к её реализации. Ведь наверняка можно сделать и сам музей, и экскурсии гораздо более интересными, захватывающими. Кстати, вот опять же всплывает вопрос о старых музеях - нужны ли они в современном мире. Я так и не могу пока ответить на него.

На днях музей закрывается на реконструкцию. Ненадолго, что-то около месяца. Станет ли лучше?

музеи и выставки, ну почему так?, огорчило, фото, любопытно)

Previous post Next post
Up