"...ветер, ты могуч..."

Jun 25, 2013 11:13

Воздух, конечно, поразительное явление природы. Бестелесное, невидимое, чаще всего, неощутимое. Но не хватает его - смерть. Слишком много и сильно в одном месте - тоже проблемы.






Не знаю почему, но разглядывая эти свежик германские картинки, думал о Воронежской области. Где тоже было сонно и тихо до поры до времени. А потом испуганно забегали чиновники, драпанули от многотысячной толпы свирепые доселе ЧОПовцы, стали ласковыми и даже заискивающими полицейские...

Сейчас о пронесшемся над Хопром урагане сервильные СМИ стараются не упоминать вовсе. Но журналисты с чувством собственного достоинства и опытом чуют - затишье перед бурей. Воздух тих бывает и перед грозой. Один из таких не молчащих - друг мой Саша Ягодкин.

Никель загорелся

«- Я здесь родился, здесь мои дети и внуки, могилы моих предков, а ты приехал ковырять мою землю и говоришь, что я мешаю тебе жить»
Джек Фаррел, «Добыча»

Давно уже олигархи положили глаз на воронежский никель. Но пока хватало Норильска, потом экономический кризис сбил цены. Как только никель на мировом рынке начал расти, началась и возня вокруг черноземных недр. Причем со стороны личностей, мягко говоря, специфических.

Владимир Стржалковский прославился в 90-е в Финляндии уголовным делом о поставках россиянок во Франицю для секс-услуг для обеспеченных господ. Он же раздобыл себе княжеский титул в доме Романовых и стал самым высокооплачиваемым менеджером мира с месячной зарплатой в пару миллионов долларов. А потом и с выходным пособием в размере годового бюджета среднерусского города.
Старт дележу воронежских недр дал гендиректор «Норникеля» Стржалковский. Встречу его с Путиным, на которой получил он «добро» на разработки под Воронежем, показывали все телеканалы. Тем самым «его высочество» пометил свою территорию: это моя корова, и доить ее буду я!

Однако вскоре на «Норникеле» многое поменялось, и вдруг выяснилось, что хозяин воронежских недр - Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) Искандера Махмудова. Как это произошло, осталось подковерной тайной.

Поначалу ни власть, ни «элита» не обращали внимания на то, что думает о разработке никеля местное население. А оно думало, причем нехорошо. И очень беспокоилось о будущем своих детей и внуков, о черноземе, о заповедных лесах и речке Хопер. Вспоминало великого русского ученого Докучаева (не путать с учеными нынешними и их зачастую откровенно «зеленым» интересом) и его завет: «Чернозем… составляет коренное, ни с чем не сравнимое богатство России, он дороже золотых и железных руд: в нем - вековечное неистощимое русское богатство… Чернозем - величайшее творение Природы, главное богатство России. Богатства Урала, Кавказа, Сибири - ничто в сравнении с ним: нет цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России».

Население не хотело лишаться кормильца и требовало провести референдум, но это требование власть с ее ручным управлением легко заткнула в задний проход судебной власти (Воронежский облсуд на днях подтвердил отказ в проведении референдума о добыче никеля); давно уже в России референдум заменен личной выгодой хозяев жизни.

Между тем, общественный негатив нарастал, сопровождаясь угрозами новохоперцев не пустить на родную землю «оккупантов» и даже обещаниями взяться за вилы. УГМК почувствовало опасность и всерьез занялось «информационным просвещением» народа. В этой пиар-компании можно выделить ряд основных пунктов: 1. Население - только «за», а бучу поднимают те, кто проиграл борьбу за воронежские недра; это они («Норильский никель», видимо) подкупают залетных политиканов. Это не народ, а оплаченные залетные наймиты протестуют и устраивают провокации. То ли они от проигравших конкурентов, то ли вообще от Госдепа США. 2. Добыча никеля совершенно безвредна. Даже, наоборот, полезна: воздух, земля и вода новохоперской природы только чище станут благодаря экологической заботе УГМК. А уж новохоперцам и вообще всем жителям Воронежской области от разработок никеля - сплошной профит: доходы в бюджет, рабочие места, социальные программы и вообще. 3. Земля эта была ваша - стала наша, а уж о никеле и говорить нечего. Добывать его будут в любом случае, поэтому аборигенам надо расслабиться и получить удовольствие. К тому же - все в дом копейка.

Между тем, население видело, что чем крупнее капитал, тем он наглее и безнаказанней, и тем больше по фигу ему аборигены, и тем меньше стоит верить в его «социальную ответственность». В том же Павловске, где прежний хозяин Пойманов худо-бедно жизнь поддерживал, новый владелец гранитных недр Ротенберг сотнями начал увольнять работяг с «Павловскгранита». Под аккомпанемент статей в СМИ с вопиющими заголовками типа «Главная ценность «Павловскгранита» - люди!». Идти уволенным некуда; разве что в кабак. Уж казалось бы, что триллионному другу Путина Ротенбергу зарплаты павловчан, ан нет - победитель выгребает все!

И это не анекдот, а печальная реальность под лозунгом «Бабло олигархам - любой ценой». Воронежские черноземы, реки и леса перед этой ценностью - ничто. Но население уже в курсе, что олигархи обещают ему любые молочные реки с кисельными берегами, а ловить их за язык еще никому не удавалось. Десятки разоренных «солидными инвесторами» предприятий Воронежа и области - тому свидетели.

Конфликт вокруг добычи никеля развивается по историческим законам: если население откровенно игнорируют, дело рано или поздно приходит к мордобою, вилам и «красному петуху». И вот сначала возникли стычки местных с геологами, потом с ЧОПом, а теперь протестующие и вовсе спалили две буровые вышки (на $2млн, как поспешила сообщить УГМК) и кое-что по мелочи, и в стычке пострадали подневольная полиция; тут же началась опять суета с уголовными делами, а новость разлетелась по всему миру, добавляя «рейтинга» российским властям всех уровней.

Если проанализировать воронежские СМИ за последний год, надо признать, что УГМК выиграл этап информационной войны за воронежские недра: впечатление, что население за разработки, они создали. И совсем негромко прошла информация о том, что на открытых слушаниях в Общественной палате РФ в декабре 2012 года оглашены были результаты исследования Института социологии РАН: 98% жителей Новохоперского района считают разработку никеля злом, а больше 30% готовы ему противостоять.

Научная оценка экспертов Общественной палаты РФ, специалистов РАН и МГУ не противоречила заветам Докучаева: добыча цветных металлов в Черноземье грозит серьезными экологическими последствиями - и, соответственно, социальными. Ученые РАН и МГУ предложили развивать в Прихоперье экологичное сельское хозяйство и туризм. Это именно то, что предлагают и местные жители. И именно поэтому власть насмерть стоит против референдума - знает она уже его результаты. А чтобы предсказать дальнейшие события вокруг добычи никеля, надо просто читать историю России.

Александр Ягодкин, Воронеж

Лжецы во власти

Previous post Next post
Up