Хорошим прокси-индикатором настроений о Свойне является индекс ГууглоТренда Арестович-
yurasumy. Вот так
выглядит Украина.
Я интерпретирую уровень интереса к этим пропагандистам Свойны как прокси для оценки уровня интереса и поддержки позиций России и Украины в конфликте. Можно подвести промежуточные итоги на конец года.
Bottom line: There are likely plenty of oppressed Russians and good Ukrainians stuck down there.
Сам этот индекс я подцепил еще весной, и он оказался весьма полезен для менее тривиальных и контр-интуитивных наблюдений. Он аналогичен
индексу Tucker-Maddow в трамповские годы. Важно, что этот индекс позволяет заглянуть за лживый занавес украинской пропаганды о мнимой провоенной сплоченности украинского народа. Так мы недавно
обсуждали у
kireev недавний нарисованный псевдо-
опрос КМИС - увы, некритично, невежественно и откровенно пропагандистски цитируемый даже им at face value.
В целом по Украине 60:40. На этой украинской карте четко видна сохраняющаяся грань между Новороссией (45-70% А) и Малороссией (75-80%), наряду с Западом (85%+) и российской Новороссией. Конечно, очень многие сместились на более про-западные позиции, порядка 20-30%. Тем не менее, доля про-российски настроенного населения значительно выше (в разы) в украинской зоне контроля Новороссии, чем на западе.
Нюансы: Уровень этой поддержки меняется со временем из-за нескольких факторов. На мелких территориях выборка малозначима. Краткосрочная динамика лучше видна на меньших интервалах времени. Люди бегут от войны, и композиция населения меняется (эффект ждунов). На российской территории сложнее доступ к украинской пропаганде, и наоборот. Когда линия фронта приближается, или хотя бы поговаривают об активизации боевых действий рядом, внимание к агитации противника растет. Так, в августе-сентябре заголубела Новая Каховка, а осенью голубеет Мелитополь.
Ближе всего к России фиолетовые области Харьковская и Николаевская, они ходят туда-сюда в интервале 45-55%; на 30-дневной карте они голубые, а на 7-дневной опять красные; с Новым Годом! Голубизна Запорожья - раньше была за счет численной доминации украинского города над российским югом области, а в последнее время и юг поголубел. В Херсоне, похоже, застряло много про-российского населения. Общая тенденция на Украине к постепенной утрате интереса к этим военным сводкам с обеих сторон.
Понятнее становятся разговоры, что же там захватывают, а кого освобождают, базируясь на предпочтениях местного населения. За приемлемыми критериями освобождения, можно прислушаться к Зеленскому, рвущемуся "освобождать" Крым и Луганск; это задает норму отношения и пороговые значения. Если в качестве планки брать Крым, где проукраинских стабильно 25-30%, то с российской стороны под этот критерий освобождения попадают Полтава с Житомиром, а иногда и Черкассы. А если планку проводить по Луганску, с их 13%, то освобождать можно уже и Ровно с Киевом.
Российская
карта иногда тоже бывает локально интересна - для оценки оппозиции режиму, хотя сейчас и почти вся красная. В целом по России это 80:20. Краткосрочные данные по регионам однако очень нестабильны и малонадежны. Уровень про-украинской фронды задается столицами на уровне 25-35%. Крым оказывается в этом же диапазоне. Выше этого уровня регулярно Северный Кавказ, Дальний Восток, и несколько этнических республик. В основном в регионах оппозиция в диапазоне 10-20%. Интерес к Подоляке резко вырос с конца августа до конца октября на фоне подвижки на фронте, затем вернулся к базовому. В России быстрее падает оппозиционный интерес. В Москве Арестович даже вышел в лидеры в середине августа, а Подоляка на Украине на католическое Рождество, и на Новый Год. (Видать, народ празднует по-разному.)
Интересно, что эти результаты ГууглоТренда совершенно иными методами вполне сопоставимы с данными ВЦИОМ, которые
дают уровень поддержки СВО 72-83%. Из чего можно сделать несколько выводов. Российские опросы ВЦИОМа значительно ближе к реальности, в отличие от украинских ура-пропагандистских лживых опросов КМИС. Вероятно, один из основных источников такой систематической ошибки - это боязнь/нежелание респондентов
отвечать неполиткорректно в условиях внутреннего давления в обеих странах. Это феномен, обсуждаемый в Штатах как
shy Trump
voters. Так вот, на Украине народ больше боится, и значительно более в оппозиции к режиму. Не стоит верить их шапкозакидательству. При всем разбросе, метаниях и противоречиях российской пропаганды, похоже кремлевским удалось консолидировать своё общество лучше.
В США, естественно, уровень интереса к Арестовичу стабильно выше 70:30, с низкой значимостью по штатам. Наиболее про-российской аномалией являются Орегон, Вашингтон и Техас. В Джёзи обычно про-российских между четвертью и третью.
И, наконец,
мировая карта, т.е. обзор взглядов российской и постсоветской диаспоры.
Среди 29 стран со значимыми результатами, Украина со своими 60% за себя оказывается посерединке 16й. Полярные результаты у России с одной стороны, и Польши и США с другой. Что красиво и наглядно иллюстрирует стороны Свойны за раздел Украины. Польша (86%) - на уровне Западной Украины, что естественно в силу украинской миграции с Запада. Германия ровно пополам, Литва около. Израиль почти вровень с США, несмотря на риторическую нейтральность. А вот Молдавия, Белоруссия, Эстония, Болгария, Латвия - 25-35% за Украину. Русскоязычное население в этих странах не слишком-то лояльно титульным. Если у кого-то в Кремле был бы аппетит к дальнейшему освобождению, там благодатная почва.