Толдот. Благословление братьев.

Nov 08, 2013 15:04

Исаак знает, что перед ним не Эсав, а Иаков; однако он дает свое благословление. Почему?

Популярная упрощенно-стандартная трактовка благословления (напр. хабад) представляет нам историю братьев, несколько утрируя, как конфликт Эсава-мужлана и утонченного Иакова (прообраз презрения к амхаарец), с элементами плутовского романа (успешно надул папу и брата!), а заодно и архетипичного классового конфликта земледельца и охотника, культом жратвы (в случае Эсава и Ицхака), прото-феминизмом (мудрая Ревекка знает, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок), и подслеповатым маразматиком Ицхаком (неспособным различить собственных сыновей).



На картине Ассерето «Благословление Иакова» Эсав в уголке наблюдает за происходящим. Какова его роль? (Чтобы не возникало лишних вопросов, Эсава иногда обрезают, вот так). Можно провести параллели между конфликтом сыновей Ицхака в Толдот, и мнимым конфликтом сыновей Адама (см. Трагедия Каина). То что Эсав был «человеком Поля», и уходил в Поле (см. « Поле»), указывает на его религиозность. Из пары сыновей Адама Каин был «ведущим», ближе к Богу; возможно, аналогичо и Эсав (изначально). Также заметим, что три истории с братьями (первородство, благославление, встреча) соответствуют трем колодцам Исаака. Другая проблема в том, что избрание Иакова было либо божественным выбором, либо результатом его собственной находчивости; неудачно разрешение этой дилеммы через то, что лишь Ревекка знала об изначальном пророчестве.

Но еще интереснее обращение Ицхака к Эсаву (27:3-4). Если для адекватного благославления всенепременно требуется вкусная еда, то у нас сложности: современная еврейская кухня не славится изысканностью. Однако вместо этого Исаак обращается к Эсаву за своего рода духовной пищей, и дичью («еды, которую я люблю», ср. также Авраам в 12:5); оба пасука узнаваемо двусмысленны в силу специфики терминологии иудаизма.

Примечательно, что сама Ребека, и вместе с ней и читатель, не понимает этопй двусмысленности и скрытого смысла услышанного! (Это подчеркивается тем, что в 27:7 она повторяет его слова неточно, пропуская выделенный мной выше уточнающий оборот, который вроде бы возвращается в 27:9, но уже в тривиальном смысле.) Поэтому она интерпретирует его пожелание не в религиозном, а в кулинарном смысле. В « Происхождении Талмуда» я отметил, что что двусмысленность терминологии иудаизма используется для сокрытия смысла, втч. от женщин; эта глава нам демонстрирует, что это изначальный подход (не фарисейский баг, а фича); вот так это огораживание работает.

Поэтому, когда Иаков приносит отцу еду, у Ицхака не может быть ни малейших сомнений, что это не то! (Представим себе ЖЖ-иста И., который возмущенно бьет по клавиатуре, восклицая «Ненавижу Суп!», а любящая жена Р. заботливо выплескивает тарелку борща; или И. говорит Э. «I need new Windows”, и пока тот идет в Best Buy, Р. отправляет И. в ближайший Home Depot.) Во-первых, это невозможно перепутать даже сослепу, во-вторых, если он говорит, что ему нечто нужно для благославления, значит без этого не обойтись, и такая подмена не годится.

И тем не менее он благославляет обоих сыновей.
Шабат шалом.

(продолжение возможно, см. также Дж. Сакс "Между пророчеством и оракулом")

смыслы, недогодяй, иудаизм, глава

Previous post Next post
Up