История Али Мохамеда является примером #1 роли американских спецслужб во взращивании аль-Кайды, и их ответственности за 9/11. Общеизвестно, что ЦРУ подкармливало муджахедов времен афганской войны, в их числе Бин Ладена и Хаггани, которые впоследствии оказались противниками. Но дошедшие до поверхности эпизоды деятельности двойного агента Али Мохамеда оставляют эти эпизоды, и голливудские шпионские истории вроде Salt и The Departed, далеко позади. Впрочем, ему уже посвящен довольно качественный персональный докфильм
Triple Cross: Bin Laden’s Spy in America.
Простой египетский парень и американский гражданин Али Мохамед принимал прямое или косвенное участие в убийствах Садата и Кахане, тренировке телохранителей ОБЛ и его переезде из Афганистана в Судан, установлению контактов между Аль-Кайдой и Хезболлой, взрывам американских посольств в Африке итп. Все это вперемешку со службой в египетской военной разведке, американской армии, и осведомительством для ЦРУ и ФБР. Иными словами, это один из наиболее загадочных персонажей в истории арабо-американского терроризма.
Все известные мне его биографии проходятся по одним и тем же базовым фактам, с некоторыми вариациями. Он появляется на сцене будучи членом египетского Исламского Джихада и военной разведки/спецназа, чьи коллеги убили Садата; сам он в это время был на обучении в Штатах. Далее его увольняют из египетской армии за связь с кулаком членство в запрещенном ИД, и он устраивается в ЦРУ - несмотря на египетские предостережения. Те отправляют его в радикальную гамбургскую мечеть, - где он представляется агентом ЦРУ; ЦРУ от него избавляется. Вскоре он перебирается в США - вопреки предостережениям ЦРУ; впервые он у нас побывал в качестве переводчика нынешнего лидера aQ аль-Завахири. Затем он натурализируется и нанимается в американскую армию, где получает секретный допуск, знакомит военных-контртеррористов с собственными исламистскими взглядами, и летает в отпуск в Афганистан пострелять русских солдат. Опасеения начальства в его исламизме проигнорированы.
Уйдя из армии, он прихватывает несколько ящиков секретных материалов, на основании которых пишет руководство для тренировки солдат-исламистов. Дальнейшее десятилетие он является осведомителем ФБР, возможно DIA (военной разведки), и занимается тренировкой исламских боевиков и помощи в подготовке различных проектов аль-Кайды. Тут уместно вспомнить, что изначальная роль аль-Кайды как таковой была не непосредственно военная, а координационно-снабженческая. По сути он стоял у истоков резидентуры аль-Кайды в США, и выстраивал их инфраструктуру для дальнейших операций. В этом качестве он упоминается в связи с Эль Сайид
Носером (который убил Кахане,
вместо Шарона), Рамзи Юсефом и КСМ, Имадом Мугние и бин Ладеном (которых он познакомил), Омар Абдель Рахманом и др., готовил афганцев, помог бин Ладену перебраться в Судан, тренировал сомалийцев. В этом период он задерживался итальянцами и канадцами, которые его отпускали благодаря американской «крыше». ФБР и лично Патрику Фицджеральду он открыто рассказывал о своих контактах с аль-Кайдой, и о своей неприкасаемости; любопытно, что ФБР особо забеспокоилось, когда он был заявлен исламистами как свидетель защиты.
В итоге он-таки был арестован в 1998, по обвинениям в подготовке атак на американские посольства в Кении и Танзании. Тогда его имя и вышло на поверхность. Он появился в суде за год до 9/11, признал себя виновным в обмен на показания о причастности бин Ладена - и исчез. Официально его не приговаривали и не сажали в тюрьму; он может быть в тюрьме под псевдонимом, давно убит, или отдыхать на Бермудах.
Интерпретация всего этого допускает две трактовки. Более мягкая трактовка, которой придерживаются большинство комментаторов, что он являлся внедренным в США агентом Исламского Джихада, а затем аль-Кайды, и его деятельность стала возможной из-за плохой координации спецагенств, и ограничений на их деятельность, напр. слежки в мечетях. Автор книги Peter Lance разошелся с кинематографистами в более резкой оценке роли ФБР и DOJ. Спин авторов фильма в том, как вездесущ он был, и приложил руку почти ко всем известным операциям аль-Кайды против США - я упомянул лишь малую толику. Какие-то из этих утверждений стоит рассматривать скептически, делая скидку на то, что и он явно был склонен прихвастнуть, и ФБР было заинтересовано в раздувании обвинений, и понятие linked в таких делах растягивается до всяких мелочей. Например, впечатляюще в фильме выглядят хроникальные кадры его армейских презентаций об исламизме, где он провозглашает доктрины исламистов во всеуслышание. Однако очевидно, что ведущий контрисламистской семинаров должен бы говорить это или нечто подобное, если не как свое мнение, то цитируя джихадистов; подобное избирательное цитирование вполне может быть преувеличением. Но главное в этом подходе - это подчеркнутое впечатление вопиющего головотяпства разнообразных спецслужб, на фоне которых сам Али выглядит злым гением; характерно, что после 9/11 этот образ агенства-недотепы стал политкоррекной оценкой.
Более жесткая интерпретация предполагает иное; фильм подводит зрителя к этой оценке, но явно озвучивает ее лишь однажды. А именно, что Али Мохамед был-таки полноценным двойным агентом, т.е. его начальство, либо агент-руководитель знали о многих аспектах его деятельности, и шли на риски, связанные с его деятельностью - а тем самым разделяют ответственность за слишком далеко зашедшие последствия. Возникает вполне последовательная картина его поведения: он приходит к спецслужбам, представляется исламистом со связями в ИД/аль-Кайды, и предлагает свои услуги; он приходит к исламистам, представляется агентом со связями в спецслужбах, и предлагает свои услуги. Чтобы быть полезным и тем, и другим, он передает им реальную информацию, и оказывает реальную помощь. О его ценности есть лишь косвенные свидетельства. Его станут терпеть, пока эти услуги нужны и незаменимы; тем самым он оказывается посредником между исламистами и американцами. Как следует из историй его задержаний, крыша у него была, и ею не было ФБР, точнее, не только оно. Все эти странные неувязки с его агентурной карьерой могут свидетельствовать о том, что какие-то из его увольнений могли были быть не более чем plausible deniability («бывших гебистов не бывает»). Неясно, какое агенство его крышевало: если старая история с изгнанием из CIA нефиктивна, то, возможно речь идет о DIA, упоминаемом в итальянском задержании.
Вопрос в том, что если согласно первой интерпретации, действия Али Мохамеда - это действия аль-Кайды, то согласно второй, эти же самые его действия - это действия американских спецслужб. Т.е. действующий сержант американской армии поехал в Афганистан и убил советских солдат (есть сомнения, так ли это), бин Ладен перебрался из Афганистана в Судан при содействии американских спецслужб, итд. итп., и неясно, где граница содеянного, и есть ли она. Спецслужбы вряд ли планировали для аль-Кайды важные акции (хотя и это
бывает), но крышуя агентов аль-Кайды как собственных и оказывая им поддержку, они облегчали им задачу, и сделали фантастическое возможным. Важно это даже не с тз. подвигов самого Али Мохамеда, а как случайно увидевшая свет дня иллюстрация подхода к контртерроризму и методов работы с прочими исламистами, и как прелюдия к последующему 9/11.
Ссылки:
вики,
НЙТ-98,
суд-2000,
армия/
dhra,
книга,
автор,
фильм,
о фильме.
Ранее:
Штрихи 9/11,
Riverdale