Еврейство как ПаРДеС.

Jul 24, 2011 02:26

Многозначность понятия еврейства нередко озадачивает, и вызывает споры в попытке свести его к одной, простой и понятной категории. Что это - религия или этничность? Развивая тему многокатегорийности еврейства, стоит взглянуть на подобие этих категорий смысла еврейства многозначному же наслоению смыслов Торы, отражаемой в аббревиатуре Пардес.

Пшат - это прямой смысл текста; разницей между прямым и буквальным смыслами здесь можно пренебречь. Простейшим смыслом еврейства является этническое, по происхождению. Родитель еврей - значит, ребенок тоже. Это концепция простая, базисная, недвусмысленная, безусловная и объективная, т.е. еврейство в этом смысле не зависит от самоидентификации, или же культурного контекста.

Ремез - это аллегорический смысл текста, раскрывающийся лишь в общем контексте. Для еврейства ему соответствует культурное определение. Еврейство, согласно такому подходу, определяется погруженностью в еврейскую культуру - язык, литературу, дебаты, музыку. Как и многие культурные явления, оно плюралистично; можно выбрать для себя подходящий вариант еврейской субкультуры. Ключевым для культурного еврейства оказывается субъективная самоидентификация. Из него можно уйти, и в него можно вернуться, или влится. Заметим, что ни создание, ни тем более потребление еврейской культуры, - не ограничены рамками этнического еврейства.

Драш - это смысл текста, опирающийся на внешние разъяснения, мидраши. Ему соответствует религиозное еврейство. Как и драш текста, религиозное еврейство опирается на внешний слой содержания иудаизма. Критерием еврейства оказывается связь с канонизированным текстом, Торой, традицией и методом. Границы религиозного еврейства не совпадают ни с этническими, из-за расширения рамок через гиюр, и их сужения исключением еврейства по отцу, ни с культурными, из-за исключения светской еврейской культуры.

Сод - это скрытый смысл текста, тайна, раскрывающаяся понимающему. На этом уровне критерием еврейства оказывается наличие искры созидания, творения, исключительной духовности. Евреем на данном уровне оказывается цадик (совмещая драш- и сод- еврейство), или же талантливый деятель культуры, национальный лидер и пр. (совмещая ремез- и сод-). Заметим, что сод-еврей может не быть этническим евреем; и наоборот, увы, большинство этнических евреев не являются евреями-творцами. Более того, часто вызывающие недоумение различия между евреями и неевреями, например вторая душа, относятся именно к этому уровню.

Кого же мы полагаем евреем? В настоящем времени доминирующим оказывается культура, общность культуры оказывается важнее нюансов происхождения; в недавнем прошлом доминирует этничность, и предки оказываются ближе, в частности в силу изменчивости культуры; а с далеким прошлом, когда корни утеряны, а культура изменилась, связь достигается через религию, меньше меняющуюся во времени. Надо учитывать как эту омонимичность еврейства, так и его существенную композитную целостность.

Интересно также, что в диаспоре превалирует определение еврейства через этничность, среди израильских левых - через культуру, а среди израильских религиозных правых - через религию. При этом между этими подходами существует своего рода конкуренция, и утверждать единственно верный подход, как в случае втискивания этнического еврейства в прокрустово ложе галахической материнской нормы - это резать еще живой народ.

смыслы, еврейство

Previous post Next post
Up