Снотворимая реальность Inception

Aug 10, 2010 13:16

На фоне общего подросткового кинематографического безобразия последних лет американский режиссер Christopher Nolan удачно выделяется. Inception с одной стороны продолжает артхаузную тему иллюзорности реальности (Prestige, Memento), а с другой - вполне себе блокбастер, использующий опыт этой команды в создания Бэтмана. Поскольку и cinematographer Wally Pfister у него неизменный, и многие актеры (особенно Caine) снимаются из фильма в фильм, ощущение преемственности лишь усиливается. Меня здесь заинтересовали несколько религиозных аллюзий.

Концепция фильма построена на идее совместных сновидений, что позволяет проникнуть посторонним в миры индивидуального бессознательного. Как у Урсулы ле Гуин, идиосинкразии сторонних снов искажают основные. В отличие от Матрицы миры эти многоуровнево вложены один в другой. В отличие от Дозоров Лукьяненко миры эти не теряют реалистичность при погружении, в чем и оказывается центральная эпистемологическая проблема фильма: как (находясь на некоем уровне) понять, окружает ли тебя вымысел или реальность. "Cogito, ergo sum" оказывается недостаточным, а на что еще можно положиться!? Поскольку, в отличие от Матрицы, умирая в чужом вымышленном мире, здесь ты просыпаешься в собственном реальном,  иллюзорное самоубийство оказывается одним из способов "выхода в реальность"; и выбирая смерть, ты или умираешь, или же просыпаешься (New-ageish spiritual awakening).

Элемент драмы привносится личными отношениями героев, имеющими мало отношения к основному сюжету. При этом, что именно происходит в фильме на этих уровнях сна, оказывается не очень важным, как и с прочими подобными многослойными вложениями. Говорят, что изначально Нолан планировал фильм ужасов, но изменил формат на взлом-погоню (heist). Потому экранное время заполнено ненужной стрельбой и как-бы погоней, что можно отнести скорее к недостаткам; однако хоть кинематография при этом оказывается удачной. Впрочем, сама идея позволяет легко создавать продолжения, и даже со сменой жанра, что бывает редко. Ждем-с.

Каббалистические параллели возникают с четырьмя мирами, уровнями сознания, в которые погружаются герои - все глубже и глубже. При этом, естественно, для каббалистических миры Нолана слишком реалистичны. Несколько особняком оказывается уровень, где герой - DiCaprio, сталкивается лицом к лицу с престарелым сенсеем. Предположительно, это столкновение с самим собой, попытка себя разбудить и, поскольку он столь стар, -  в глубинах подсознания. С другой стороны, в конце остается неясным, действительно ли реален реальный уровень, что оставляет вариант, что все остальные слои - лишь продукт воображения этого же сенсея, и тем эта же встреча - Творца со своим героем.  И как обычно, еще лучше - если и то, и другое сразу - что добавляет двусмысленности названию.

психика, кино-тв, смыслы

Previous post Next post
Up