Сделать что со своим соседом?!? Манис Фридман об арабах.

Jun 09, 2009 21:31

На разных концах планеты иногда обсуждается одно и то же. Живая дискуссия (или скорее шквал возмущения) в США разгорелась по поводу “Ask the Rabbi” колонки р. Маниса Фридмана в журнале Moment, кот. на вопрос «How Should Jews Treat Their Arab Neighbors?» отвечает:


«I don’t believe in western morality, i.e. don’t kill civilians or children, don’t destroy holy sites, don’t fight during holiday seasons, don’t bomb cemeteries, don’t shoot until they shoot first because it is immoral. The only way to fight a moral war is the Jewish way: Destroy their holy sites. Kill men, women and children (and cattle).»

По совпадению, «Коммерсант» спрашивает «Вы с соседями ругаетесь?», но в российско-белорусском контексте.

Ответы российского ВИП-опроса меньше о высоких материях, и больше о бытовом и политическом, но тем не менее небезынтересны. Идущих на конфликт мало в обоих обзорах, р. Фридман и Борис Хаит (его ответ смешнее выглядит на фоне Лещенко). Поскольку Р. Фридман из BaisChana цитируется как представитель Хабада то Forward, Хаарец и комментаторы обсуждают это как обще-хабадское отношение, и он разместил полу-опровержение на crownheights.info: он о конфликте и об обороне. Isn’t it refreshing to hear “kill ‘em all” from a venerable rabbi, rather than in а first-person-shooter, once in a while!? Выражения он, конечно, выбрал намеренно острые, и будет любытно почитать его дальнейшие комментарии (реклама след. номера Moment).

Что методы ведения войны несколько изменились с библейских времен, тоже понятно. Хамас-то как раз древними методами и действует. Критики находят неприемлемым применение сейчас библейских рецептов (Амалек, «геноцид», изгнания итп) цивилизованными странами. Проблема ест., не в рабби, а в тексте, и не новая: есть ли какой-то способ совместить библейские нормы с современными?

Разброс мнений в ответе на поставленный вопрос про арабских соседей, довольно примечателен, имхо. Как обычно, он даёт обзор точек зрения разных течений амер. еврейства. Чем правее направление, тем меньше фокус на индивидуальных соседей-людей, и больше - на соседний народ. И тем меньше фокус на «соседей» и больше - на конфликт. Многие смотрят на соседей в свете «любви к ближнему»,  применимо ли это к народам? Соседи ли Арабы? Стоит ли рассматрияать «любовь к ближнему» как избежание конфликтов? Это часть западной морали, как у р. Фридмана, христианской, модернистской? Корректно ли рассматривать выбор Израиля между радикальным силовым ответом и примирительным - как выбор между Ближ. Востоком и Западом? Итак: Вы с соседями ругаетесь?, How Should Jews Treat Their Arab Neighbors?

диаспора, израиль, сша

Previous post Next post
Up