ЖЗЛ «Макаров». С. Семанов. Молодая гвардия. 1988.

May 10, 2017 15:39

Вечером 8 мая 2017 года, в канун 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, я дочитал книжку про жизнь и смерть адмирала Макарова - нашего великого соотечественника, прирожденного моряка, изобретателя, флотоводца, путешественника.
Родился Степан Осипович в середине 19-го века, 27 декабря 1848 года в молодом городе-верфи Николаеве Херсонской губернии. Губерния эта, как и вся Малороссия, включая Крым, стала российской при Екатерине Великой, трудами и дерзаниями одного из ее видных мужчин - Потемкина. Ровно за 60 лет лет до рождения Макарова, в 1788 году наши побили турок Оттоманской империи, взяли Очаков, а Суворов взял Измаил.
Время прошло и сейчас мы видим, как рвется и рассыпается истлевшая ткань большой страны, служившая ее народу две с лишним сотни лет.
Родился Макаров в семье морского офицера, уже через 10 лет отца перевели на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре в Сибирскую флотилию. Там же молодой Степан начал учиться в Морском училище, а с 12 лет начал плавать. Так постепенно, серьезностью и старанием, он безо всякого блата и мохнатой руки, вырос в знаменитого адмирала.
Жизнь его переплела в себе сразу несколько крупных нитей, отражавших разные таланты незаурядного человека. Он стал военным морским офицером и во время войны с турками 1776-1880 гг командовал обычным гражданским пароходом, который переоборудовали под военные цели - поставили пару пушечек и повесили шесты на носу паровых катеров этого парохода - так из них получились первые минные катера. И этими игрушками они наводили шороху по ночам, атакуя турецкие настоящие боевые корабли в гаванях!
Успел он попутешествовать по свету, в том числе стал одним из тех русских 17-ти капитанов 19-го века, которые совершили кругосветное путешествие. Всего такие путешествий в том веке было 50 и продлилось оно более трех лет. Никто его не просил, но во время путешествия Макаров собрал научную коллекцию и множество данных о мировом океане и разных странах, получив дома признание Академии наук и Русского Географического общества.
Еще он фактически изобрел ледокол, с трудом убедив руководство выделить деньги для его постройки. Причем морскому ведомству ледокол оказался нафиг не нужен, он сумел пробиться к министру финансов Витте и убедил его, надавив на пружины тщеславия. Ледокол по его чертежам строили в Англии и назвали его - Ермак. Потом Ермак столько судов вытащил из ледового плена и спас от разрушения, что стократно окупил затраты на себя. Однако, как это у нас на матушке-Руси бывает, чем больше человек делает для страны, тем больше у него завистников и ненавистников. Важную черту подметил я у Макарова - хоть и портили они ему крови премного и всю дорогу, но упертый был мужик - давил и давил свое! И зачастую в итоге продавливал.
Он изобрел пластыри для заделывания пробоин в судне. Он изобрел «макаровские колпачки» для бронебойных снарядов, чтобы они пробивали броню, а не отскакивали от нее. Он изобрел принципы непотопляемости судов, а то в те времена махины-броненосцы любили быстро переворачиваться вверх килем от небольшой пробоины в боку, поскольку от воды внутри нарушалось их шаткое равновесия на воде. Так быстро, что почти никто даже выпрыгнуть не успевал. И еще много чего полезного и разного успел придумать и сделать.
Первым написал «Морскую тактику». Не было до него тактики в России на флоте. Книжку перевели на много языков и издали во всех хоть немного морских странах. Кроме России. Не могли на ее издание найти нескольких тысяч рублей, меньше, чем цена одного бронебойного снаряда. А нечего выпендриваться!
Но при этом все равно год за годом рос по служебной лестнице и получал все более ответственные посты. Чем-то похож был на адмирала Колчака - тоже арктического путешественника и боевого бесстрашного моряка. Или скорее, Колчак на Макарова.
И когда страна дошла до 1904 года, когда наш Дальний Восток атаковали японцы, уже захватившие китайскую Манчжурию и Корею в качестве важнейших источников сырья, испуганная партия и правительство направили буянистого адмирала спасать наши восточные границу и возглавить Тихоокеанский флот. Он же предупреждал заранее, что так будет, предлагал усилить флот и тд. Ну вот допредлагался. Когда положение стало очень плохим - его туда и направили.
Добравшись до Порт Артура, Макаров активно начал укреплять его оборону. Морские силы уступали японским в 4 раза. Наземные наверное, раз в 10. Но все равно. Начали потихоньку атаковать, активно двигаться, компенсируя малую численность флота близостью своей базы. И еще неизвестно, как бы закончилась та война, если бы не подорвался флагман с Макаровым на борту на мине, недалеко от своего берега. Случилась эта беда 31 марта 1904 года. Погиб на войне в 56 лет. И после этого Россия проиграла войну Японии, сдала Порт Артур, хотя солдаты и моряки сражались отважно и гибли в неравных боях.
Так случилось, что перед этой книгой я взял перечитать историческую фантастику Романа Злотникова из серии попаданцы «Генерал-адмирал. На переломе веков». Там был этот же период истории России, из второй половины 19-го века до японской войны и немного после. Наш современник, попал в тело брата царя Александра III - Алексея, который к тому же возглавлял Морское ведомство. И вот он начал поднимать флот, совершенствовать артиллерию, строить заводы, собирать изобретателей, возить золото из ЮАР - готовить страну к победе в грядущей русско-японской войне и стараться не допустить революцию 1917 года и последующую Гражданскую войну. Вот люди те же, даже адмирал Макаров был и поощрялся на свои нововведения, события похожие, а результат сильно другой. Оно конечно, фантастика, шо хошь можно выдумать. Да только история развивается, как веер вероятностных сценариев. И если мы не работаем на свои сценарии, то реализуются чужие. Вот и все.

Злотников, адмирал Макаров, Порт-Артур, Япония, перемены, Россия, флот

Previous post
Up