Dec 15, 2015 15:44
Образование по всей видимости также необратимо изменится. Конечно, это будет не быстрый процесс, учитывая консервативность этой отрасли, такой же, как и здравоохранение. Но за пару поколений отличия накопятся кардинальные. Какие же?
Во-первых, я думаю, что процесс образования станет непрерывным в течение всей жизни. Для этого должна измениться сама образовательная технология. Она должна стать способной по требованию загружать в мозг обучаемого необходимые ему на этом этапе жизни знания и навыки. Предыдущие, уже не столь необходимые, он должен будет научиться эффективно забывать, потому что они могут мешать научиться новому. Конечно, некоторый набор фундаментальных онтологических и мировоззренческих истин нужно иметь, хотя бы для того, чтобы иметь общий язык с другими людьми. Остальное может напоминать интерфейс смартфона, в котором предустановлен небольшой набор программ, а остальное ты по мере необходимости загружаешь в себя в качестве совместимых приложений. Если память загружена - стираешь лишнее.
Во-вторых, образование станет намного более индивидуализированным, чем сегодня. Сегодня доступно основное меню с небольшим выбором, который в старших классах школы появился совсем недавно. Это уже шаг вперед и шаг именно в направлении индивидуализации. Это заставляет школьника задуматься - в каких областях ему хотелось бы специализироваться? При этом никто не мешает быть сильнымодновременно в литературе и математике. В университетах Америки уже сегодня студент имеет возможность составить свой учебный план из широкого набора дисциплин - важно, чтобы при этом соблюдался некий минимальный их объем для каждой специализации. При этом студент может сам регулировать скорость обучения, а также брать больше предметов в интересующих его областях. То есть уже сегодня траектории обучения двух студентов на одном факультете могут серьезно различаться. В дальнейшем по мере технологизации обучения, таких траекторий может быть очень много и сам процесс обучения, возможно, станет дробно-интенсивным, скажем, по 1 месяцу в году, но каждый год. Так, например, в швейцарской армии проходят ежегодные военные сборы, когда все военнообязанные мужчины - швейцарцы, неважно, банкир ты или юрист, оставляют свои дела и идут совершенствовать свою физическую подготовку и осваивают новую военную технику. Когда процесс обучения проходит регулярно и в определенном ритме, позволяющем планировать, мозг не отвыкает учиться, сохраняет свежесть восприятия и готовность учиться.
В-третьих, в обучении люди научатся использовать скрытые возможности мозга, например, повышенную концентрацию, эйдетическую память, самогипноз, глубокое расслабление, пробуждение интуиции. Обучению этим техникам должно стать массовым и войти в личный багаж каждого школьника, стать частью индивидуального «базового пакета знаний» - знаний про себя и о том, как учиться.
индивидуальное,
технологии,
образование,
перемены