Все пишут про сериалы, и я напишу, тем более, что есть о чем. Вчера мы досмотрели 10-й сезон "Секретных материалов".
Необходимое предисловие. Я была преданным фанатом X-Files со школы, года так с 1998, точнее не скажу. Впоследствии было много хороших сериалов, "но никого я так и никогда так". У меня были значки, наклейки, календарики, черно-зеленые фенечки, книги и добытый из какого-то журнала мини-постер на шкафу. Я знала биографии всех ключевых персонажей (особенно, помнится, было приятно, что второе имя Даны Скалли - Кэтрин). Я помнила диалоги в эпизодах практически наизусть. Я узнавала заставочную мелодию Марка Сноу по любым тактам... что уж там, я ее до сих пор узнаю, и до сих пор что-то внутри меня сладко замирает, когда я ее слышу. А еще у меня была
dolennarven, разделявшая мое увлечение, так что все было даже лучше, чем можно подумать.
Кстати, я ведь и теледомик едва ли не из-за Секретных Материалов начала смотреть, они одно время в программе стояли подряд.
Тут можно было бы сказать еще много чего (например, про ролевые модели и идеалы), но, пожалуй, остановимся на этом. И так понятно, что X-Files занимали в моей картине мира значительное место. Однако же сезону эдак к седьмому сценаристы окончательно запутались в собственной мифологии, "монстры недели", о которых я с восторгом читала в "Знаке вопроса", кончились, началась какая-то вымученная муть, и сериал я понемногу смотреть бросила. Видела одну из полнометражек - она мне тоже не понравилась. Наконец, года 3 назад мы с Игорем хотели пересмотреть старые сезоны, но как-то не пошло (почему - это отдельная тема). Примерно с этим анамнезом я и дожила до перезапуска.
Про то, что 10-й сезон состоит из 6 эпизодов и в нем принимают участие все ключевые актеры канона, все и без меня знают. Про то, что участники проекта отнеслись к идее положительно, а Крис Картер и иже с ним приложили много усилий для того, чтобы не только сохранить дух оригинального сериала, но и найти ему место в современных реалиях, тоже. В общем, про то, что можно прочитать в вики, разговаривать неинтересно - давайте вот про дух лучше поговорим.
Прежде всего, узнаваемого много. Свет, цвет, кадры, позы, фразы - мелочи, милые сердцу каждого фаната. Думаю, с этим было проще всего. С чем оказалось сложнее, так это с основной идеей. Технологии, доступность информации, а самое главное - фокус общественного внимания сильно изменились за это время. В инопланетян никто уже всерьез не верит, да и боятся в первую очередь уже не правительственных заговоров и глобальных генетических экспериментов на законопослушных гражданах. В поле зрения сейчас в первую очередь безопасность личной информации и развитие технологий, и про это уже сняли другой прекрасный сериал. Через 20 лет он, наверное, тоже будет восприниматься наивно.
В общем, задача у Картера и Ко стояла практически невыполнимая, и сериал, здорово приобретя в картинке и технических возможностях, очень потерял в убедительности.
В какой-то момент я озвучила эту мысль, после чего мы с Игорем переглянулись и одновременно спросили друг друга - а была ли она когда-нибудь или нам только так казалось? Но я помню старые эпизоды и могу отнестись к ним достаточно критически, чтобы сказать, что она была. Это опять-таки тема для отдельного разговора.
Чем покупал канон? Щекочущими нервы историями, ссылавшиеся на [якобы] реальные события и явления - раз. Оттуда я узнала, например, про прогерию или анасази, а про эсминец "Элдридж" прочитала буквально за пару недель до. Объемными живыми героям - какое-то подобие связывавшей Малдера и Скалли нежной дружбы я впоследствии увидела уже только в Elementary. Сюжетом, который до определенного момента не скатывался ни в юмор, ни в романтику, ни в хоррор.
Что получилось в перезапуске? Мифологическая линия вышла странная и по убедительности сопоставима с другим сериалом моего детства - "Квантовый скачок". Интернет-аналог канала РенТВ как рупор неумолимо наступающего дивного нового мира, откопанные непонятно откуда персонажи канона (Курильщик, Моника Рейс) с наскоро прикрученной мотивацией, макгаффин в виде сына Малдера и Скалли, охватившая весь мир (?) эпидемия, смонтированная по книжке "фотошоп для самых маленьких", инопланетные летающие треугольники, то взрывающие машины на трассах, то являющиеся среди бела дня чуть ли не всему Вашингтону. Ну да ладно, мифологию они и в каноне запороли, черт с ней.
Эпизоды с монстрами недели, которые мне всегда нравились своей цельностью и завершенностью, сделаны в откровенно пародийном ключе. Получилось смешно, не придерешься, но юмористические сериалы я недолюбливаю как жанр, а (само)пародию воспринимаю в очень ограниченных количествах (2 пародийных эпизода из 6 - это явный перебор).
Меня тут поправили, что не все эпизоды с монстрами пародийные, а лишь один. Но вторая пародия тоже не входит в мифологическую линию напрямую, а второй эпизод про монстров в какой-то мере является пародией на канон и хорроры в целом, так что не так уж я и сильно искажаю факты.
Что до героев, то судите сами. С одной стороны - исполненная заботы и нежности дружба напарников, которые друг другу нравятся, но которым профессиональная этика и общие соображения не позволяют сознаваться в этом открыто. С другой - отношения двух более чем взрослых людей, между которыми уже было все, включая отданного на усыновление ребенка и 7 лет общения по телефону в праздники. Понятно, что канонические отношения нужно было как-то развивать. Пожалуй, такое развитие даже логично и обосновано. Но лучше бы они свернули канон до того, как до этого дойдет.
То ли для контраста, то ли продолжая эстафету в пятом эпизоде в сериале появляется еще парочка агентов. Рыжеволосая энергичная Эйнштейн - профессиональный врач, не верит ни в мистику, ни в паранормальные явления (думаю, кстати, что и в бога тоже не верит). Молодой носитель костюма Миллер - ее напарник и противоположность. Они зовут друг друга по фамилиям и даже гугл не может мне подсказать, есть ли у них вообще имена. Но даже если и нет, без разницы. Конечно, за два эпизода персонажей могли не успеть раскрыть, но там нет ни непробиваемого обаяния Малдера в сочетании с его феноменальной чуткостью, ни трогательной серьезности Скалли, которая в любой момент может трансформироваться в праведную готовность сражаться за справедливость до самого конца. Я, пожалуй, понимаю, зачем их хотели ввести в сериал, но куда хуже понимаю, зачем все-таки ввели.
В общем, для Атоса это слишком много, а для графа де ла Фер - слишком мало. Для пародии все слишком серьезно, для перезапуска - чересчур гротескно. И ведь я не могу даже сказать, что мне не понравилось. Я не разочарована, потому что не ждала, что можно будет войти в ту же реку второй раз. Местами было очень смешно, думаю, присутствовавшие на съемочной площадке тоже оттянулись от души. Да, мне не хватило тепла, всегда окутывавшего главных героев, ну да мало ли, кому чего не хватило. Шестая серия закончилась клиффхэнгером, и я, пожалуй, хочу узнать, к чему все это приведет. Но отнестись к 10-му сезону всерьез я не могу и не хочу.
Ну и вместо послесловия - о музыке. Марк Сноу остался, знаменитая музыкальная тема тоже (заставку вообще не тронули, все как и было). Однако некоторые изменения ОСТ все-таки претерпел. В исходном сериале никогда не было выразительного саундтрека. Мне смутно помнится, что вообще никакого не было - его успешно заменял какой-то мрачный амбиент, капающий в фоне. Здесь появились привычные вставки с подходящими к картинке песнями вроде The Lumineers - Ho Hey или Ron Sexsmith - Secret Heart. За Lumineers, впрочем, спасибо, всегда любила эту песню.
Click to view