Цифровой спрут

May 06, 2020 08:36


Еще одно отвратительное последствие правления Сергея Гапликова и Ко - выкачанные за пять лет под предлогом цифровизации и информатизации миллиарды рублей из казны Коми. Вот как это происходило…





Рыбак рыбака…

Первое, что сделал врио Главы Коми в 2015-ом: создал новый орган исполнительной власти - Минкомсвязи. Так он пристроил троицу ПМС - Михаила Порядина, Евгения Морозова и Ризиду Суяргулову (ближний круг Сергея Гапликова со времен Олимпстроя). В Госкорпорации они были связаны с АйТи. Поэтому в Коми занялись генерированием доходов на информационных технологиях.



Расположилось ведомство по ул. Интернациональная, 108а, где и ГАУ РК «ЦИТ» (государственное автономное учреждение «Центр информационных технологий»). Тот самый, который уже фигурировал к тому времени в уголовных делах в отношении прежнего руководства (за отмывание казенных средств).

Рыбак рыбака видит издалека: ПМСники быстро спелись с ЦИТом, оформив его «подведом» Минкомсвязи. Порядин и Морозов лично отбирали нового директора. Из четырех кандидатур остановились на сладкоголосой Анастасии Голубых, начинавшей трудовую карьеру рекламным агентом радиостанции.

Затем был сколочен костяк внутри ЦИТа - из охотно согласившихся служить троице Гапликова.



Для окружения Гапликова в подчиненных любого уровня главное - не ум и наличие своего мнения, а, напротив, его отсутствие. А также готовность подписывать любые документы (особенно финансовые) и идентичность целей, в которых можно использовать бюджет.

Связь без связи

Самые большие казенные траты Гапликов обеспечил госпрограмме «Информационное общество», основным исполнителем которой стал ЦИТ. Для сравнения: на важные для народа бюджетные расходы (медицину, образование, дорожное строительство, ту же культуру) через госпрограммы выделялись сотни миллионов рублей. Зато на «Информационное общество» - свыше трех миллиардов!



Первый скандал с освоением средств разразился из-за низкого качества связи, которой ПМСники обеспечили глубинку. Сельчане подняли шум: их телефоны как не «ловили», так и не «ловят». Г-н Морозов тогда цинично заявил: мол, пусть жители меняют допотопные мобильники на андроиды и айфоны - тогда они будут «ловить».



Блогер Андрей Кустов под ником «Бушак» в тот период опубликовал расследование про бригаду ПМС, представив схемы по отмыванию бюджетных сумм через госзаказы на цифровизации и информатизации. В суд ПМСники не подали (выходит, публикации - это правда?), а вынудили автора резонансных статей удалить и их, и в целом все свои аккаунты.

Тотальный контроль

Впрочем, выводы тогда ПМСники сделали верные: осваивать бюджет лучше по-тихому. Малозаметный в масс-медиа ЦИТ они обеспечили финансированием и надули рекордным для госучреждений штатом (свыше 300 ставок!). А директору назначили жалование в двести с лишним тысяч рублей ежемесячно. Это больше зарплат министров, мэров и председателей комитетов Госсовета.



Центру были созданы фактически монопольные условия. Это касалось разработки информсистем и иных продуктов сферы ИТ. А также - техподдержки. Договоры с центром понудили оформить практически все органы власти. Хотя если провести конкурсные процедуры, как положено по законодательству, ведомствам удалось бы нести значительно меньшие расходы, выиграй тендеры частные фирмы.

Помимо денежного вопроса ПМСники через свой «подвед» обеспечили тотальный контроль над регионом. Все министерства и госучреждения (в том числе как бы самостоятельную Общественную палату) покрыли айпи-телефонией ЦИТа, его оргтехникой и программным обеспечением вкупе с техобслуживанием.

Давно известно: киношные сюжеты про прослушивание через компьютеры, телефоны и прочие гаджеты уже давно - реальность.

Айти-пылесос

Часть необходимой окружению Гапликова работы, выполняемой ЦИТом, была завуалирована под «оказание платных услуг». Как, например, «Семантический архив».

Программа-пылесос заточена под мониторинг публикаций и комментариев в СМИ, соцсетях, блогосфере и ТГ-пространстве. Официальный «продукт» - ежедневные дайджесты, которые к полудню рассылаются под контролем АГРК министрам. Кстати, обходится им навязанное удовольствие не дешево.

Прежде министерства покупали дайджесты у «PR-Советника». Однако ближний круг Гапликова переключил заказчиков на более дорогой ЦИТ.

Расширенная версия дайджестов и аналитические отчеты Семархива предназначались узкому кругу - тем самым ПМСникам. На основе результатов медийного «пылесоса» они решали: кого из элит, общественности, политиков и прочих ЛОМов вносить в черные списки, а кого - в белые.



Компромат в этих целях собирался и еще в одном формате. Приближенные к Порядину и Морозову сотрудники центра составляли информационные и аналитические записки. Выявляли очаги социального напряжения в городах и районах и предлагали варианты «разруливания».

Кроме того, одно из управлений центра увлеклось ОРД: под колпак его начальника в ранге заместителя директора центра попадали те, кто оказывал влияние на изменение политического ландшафта.

А под шумок ЦИТовцы «надували» в глазах Порядина и Морозова партнеров - оппозиционеров, чтобы их трудоустроили на ресурсные места. Неугодных, напротив, «сдували»: дескать, они угрозы руководству Коми не представляют, равно как и ценности, потому их можно выдавить из системы.

Следствие искаженных досье - это лишение профессионалов работы. Многие в итоге покинули Коми, устав доказывать Желтому дому, что они - «не верблюды».

Телеграмм-травля



Травлю политиков, экспертов, министров, депутатов и мэров ЦИТовцы регулярно практиковали в Телеграмме (имена, названия каналов и даже номера сим-карт известны…). В этом мессенджере не один десяток каналов, основная часть которых велась и ведется айтишниками по согласованию с ПМС. А также - студентами, вовлеченными в ЦИТ на практику под предлогом опубликования исследований в области информтехнологий в журнале «ИТ-АРКТИКА».

Издание курирует НТС - научно-технический совет ЦИТа. Этот же орган служит генератором ИТ-проектов, часть которых так и не доведена до стадии промышленной эксплуатации. А зачем? Деньги-то из бюджета получены.

И не важно, что «Открытая республика» умерла, едва родившись, РИАМСЗ и прочие информсистемы не выдерживают никакой критики, а «Активный регион» дублирует интернет-приемные сайтов органов власти и надзора.

Чтобы соблюдать установку федерального центра о ежегодном сокращении армии чиновников, часть коллектива ЦИТа переведена в искусственно созданное при Администрации Главы управление цифрового развития, связи и рекламы (туда перекочевала и сама троица ПМС после расформирования Минкомсвязи).





Некоторые переведены в госучреждения, рожденные ближним кругом Гапликова - «Коми реклама» и «Безопасный город».

Первое ГКУ завалило систему размещения наружной рекламы в городах и районах (окружением Гапликова не порядок наведен, а осуществлен передел рынка), на что не раз указывала прокуратура и тогда еще оппозиционная эсерка Татьяна Саладина.

Второе ГКУ должно было сработать на освоение гигантского куша - 1,7 миллиарда рублей, заложенных в бюджет-2020 на эфемерное усиление безопасности в общественных местах, в том числе на дорогах. Вывод гигантской суммы не удался ввиду отставки Гапликова.

Повод для аудита

Новому врио Главы пора заказать аудит ЦИТа. Раз уж на финансовые бреши все пять лет закрывал глаза Госсовет. Увы, депутаты не воспользовались возможностью направить туда с проверкой КСП.



Поскольку Владимир Уйба изыскивает средства на борьбу с коронавирусом, неэффективно используемые средства на информатизацию и цифровизацию логичнее перенаправить в созидательное русло.

Что же касается оценки на предмет нецелевого расходования казенных миллиардов - тут поле деятельности для различных правоохранительных ведомств. Дело в том, что, несмотря на уход Гапликова и Ко, конечными бенефициарами (есть все основания полагать) они остаются по сей день. Олимстроевцы пользуются тем, что новой команде руководства региона не до того...

#гапликов #коми #сыктывкар #пмс #ЦИТ #уйба #цифровизация, #информатизация 

#уйба, #сыктывкар, #цифровизация, #ЦИТ, #пмс, #коми, #гапликов, #информатизация

Previous post
Up