Nov 29, 2013 19:17
Не зная оригинала, читаю в переводе на славянский.
Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых.
Первое, на что обращаю внимание, это пассивный залог у причастия в 1-й части определения. Получается так, что извещение исходит от тех, на кого уповаю. Так, наверное, сходным образом следует прочесть и 2-ю часть: не я вещи невидимые обличаю, а они сами обличаются передо мной. Если это понимать в этимологически прямом смысле - а почему бы нет? - то они, стало быть, кажут свои лики, т.е. дают мне себя увидеть.
И вот это называется верой! Неужто не удивительно? Ведь принято нынче ее считать субъективным настроем: вера - это модальность лично моего суждения/высказывания о каких-либо вещах, как правило, о невидимых. У апостола же явный "сдвиг в сторону" онтологии: не верующему "принадлежит" вера, а тем, в кого он верует.
А было ли это удивительно адресатам послания, т.е. тогдашним евреям? Похоже, что нет. О том сужу по 17 стиху 50 псалма: אדוני שפתי תפתח ופי יגיד תהלתך - Господь мой, уста мои открой, дабы они высказали хвалу Твою. Опять "сдвиг" туда же: хвалу произнесу моими устами, но она - Твоя!
Вывод отсюда напрашивается довольно таки неожиданный: согласно апольскому определению, вера есть не что иное как знание. Странным, однако, это "выглядит" постольку, поскольку знанием мы считаем нечто добываемое нашими собственными усилиями. Таково, к примеру, знание научное: то, о чем деятель науки что-то узнал, находится в позиции объекта, сам же он занимает позицию субъекта. А вот применительно к знанию откровенному соотношение обратное: субъект оного тот, от кого оно мной получено.
Апостольское определение указывает также на способ, коим оно удостоверяется: знание это эйдетическое, т.е. такое, что суть оного удостоверена самим ее (сути) ликом.
А вот это, полагаю, евреям было в новинку - иначе не было бы у апостола нужды им разъяснять, что же такое вера. Новость же состоит вот в чем: достойно веры - досто-верно - не то, что из книг вычитывается и лидерами вашими возглашается - а что себя таковым об-личает, т.е. кажет. Прочистите глаза - и уверуете!