Цель и средства, мое и чужое.

Mar 10, 2013 10:27

В качестве развития темы заметки [http://vk.com/feed?w=note104532633_11706789|"Цель и средство"].

Мое и чужое
Всем нам скорее всего знакомо реальное чувство боли, испытываемое при виде мучений близкого нам человека. Это не голое логическое осознания факта - тот субъект испытывает боль; это реальное собственное страдание, ясно связанное со страданием другого.

Благодарить за это следует отчасти зеркальные нейроны. В качестве одного из удивительных фактов можно привести показательный пример того, как человек с ампутированной рукой старательно потирает свой протез, увидев, как близкий ему человек обжег свою руку.

Как кажется, здесь стирается грань между «свое» и «чужое». Пределы «своего» расширяются за границы тела; «свое» принимает в себя и чувства окружающих. Мы можем вспомнить примеры, как реально страдают люди, переживая за футбольную команду, страну, идею.




В этом смысле интересна параллель с христианским идеалом слияния с Богом - да будет не моя воля, но Твоя, благая и справедливая. Такое слияние мы наблюдаем и в толпе, которой руководят единицы, а остальные подчиняют свою волю чужой. Здесь цели руководства и цель каждого в толпе вполне совпадают; на какое-то время мы наблюдаем новый сверхорганизм, состоящий из людей с единым желанием.




Идеальный образ любимого
Вернемся теперь к идее любви, которая часто описывается как желание сделать счастливым другого, исполнять его желания, творить его цели. Как писал митр. Антоний Сурожский, идеальная любовь видит в человеке его идеал, не замечает порока, стремится воссоздать испорченный образ. Иными словами, идеально любящий стремится исполнить желания того образа, который считает правильным и верным. При этом сам возлюбленный может не соглашаться с тем, что ему «действительно нужно». Любящий по методу «Сурожского» уже имеет в голове правильную модель; осталось только подтянуть к ней объект любви.

Такая модель иной раз срабатывает хорошо; иной раз она порождает огромные конфликты. Если возлюбленный мягок как глина и готов послушно принять нужную форму, а сам влюбленный от идеальной модели приходит в восторг, то такая форма сотрудничества порождает массу положительных эмоций обоим партнерам. Но такое бывает редко; по понятным причинам люди не готовы, не могут стать идеальными; вечное их подталкивание к чуждой для них цели будет раздражать; им, в конце концов, не хочется бесконечно меняться в угоду партнеру.

Как понятно из вышесказанного, искренне желая лишь добра другому, не думая о себе, мы в любом случае имеем проблему взгляда со стороны - что кажется добром нам, может таковым не казаться объекту любви. Интуитивное представление о том, чего же сейчас хочется другому - один из важнейших краеугольных камней любви. Без этого самые лучшие намерения будут лишь раздражать партнера.

Итак, пока из вышесказанного следует заключить следующее.  Люди способны организоваться по желаниям; это может быть пара влюбленных, кружок единомышленников, толпа фанатов. Чем уже круг, тем больше общих целей могут иметь люди; огромные толпы не могут позволить себе этого и едины лишь в главных стремлениях. Осознание того, что твои цели совпадают с целями других людей - возлюбленной, друзей, команды - дает морю положительных эмоций, вызывает симпатию к этим людям - от чувства «плеча» до чувства «родного, крайне нужного человека».

Принятие новой цели
Теперь разберем каверзный вопрос цели/средства. По какой причине человек принимает чужие цели как свои?

Отчего же действительно некоторые идеи, цели, мотивы кажутся нам близкими? Как кажется, тут играет роль множество факторов.

Во-первых, играет роль генетическая предрасположенность к определенного вида занятиям. Разумеется, эти занятия не "прописаны" конкретно, но некоторая общая структура уже существует.

Во-вторых, огромную роль играет окружение, которое формирует чувство удовольствия от решенных проблем. От того, как общество относится к вашему предмету деятельности, зависит крайне многое. Разумеется, на первом месте здесь будет играть роль мнение самых близких, авторитетных людей.

В-третьих, сама ваша история, память потихоньку составляет оценочные шкалы для каждого вида занятий ("здесь я ничего не смогу, а здесь может быть профит, этим стоит заняться!"). Сюда же могут быть записаны и случаи вида - «моя мама больна, я обязательно стану врачом» и так далее.

Правда ли он меня любит?
Попробуем теперь в общих чертах разобрать конкретный пример. Парень встречает девушку. Первое взгляды, первые общение. У обоих возникла симпатия, парень начинает ухаживать. Ради чего он это делает? Корыстен ли он?

Во-первых, ухаживают и животные; насколько их можно «уличить» в корысти? Если ритуал ухаживаний существует у огромного количества животных, то следует ли считать, что наше ухаживание построено на других принципах? Как кажется, сам ритуал записан глубоко в подсознании; а наши поступки не следует из одного лишь логического суждения. Более того, как кажется, для большинства людей вообще логика играет незначительную роль в повседневной жизни.




Во-вторых, при взгляде «изнутри», парень, покупая цветы, сам уже сияет от счастья, представляя, как эти цветы он дарит. Он очевидно получает крайне много «профита» от своего поступка; ему крайне приятно делать все эти подарки. При этом его подарки приносят радость и другому; без радости девушки радость парня тут же бы исчезла. Здесь радость одного завязана с радостью другого; и опять, мы можем говорить об определенном расширении собственного «я» и слиянии с чужим "я" партнера.




Можно ли тут говорить о «цели»? Были ли здесь постановка задачи, описание проблем, поиск путей решения, и наконец, исполнение продуманного алгоритма? В случае с пикапером  - да, скорее всего так и есть; у него есть цель и есть инструменты их достижения. Здесь действия идут не из внутренней мотивации, а из расчета.

Такое поведение нам кажется неприятным, и это вполне объяснимо. Если человек исходит из внутренних побуждений, из чувств - его поведение предсказуемо. Эти чувства более неподвижны, постоянны. Где логика быстро меняется в зависимости от обстоятельств (ничего личного, just a business), чувства являются более стабильным фактором.

При этом по сути человек в обоих случаях преследует свои цели - исходят ли они из побуждений глубоко внутренних (влюбленность), или рациональных (трезвый расчет). Но в первом случае побуждения эти являются общеизвестными паттернами, шаблонами; влюбленность известна тем, что в этом состоянии наши цели являются и целями партнера. Мы внутреннее знаем это; мы видим это на примере наших знакомых; мы имеем это в крови. В случае же сухого расчета мы всегда ожидаем подвох.

Какой итог стоит подвести? Полагаю, что человек всегда ищет своего - но это свое крайне различно. Свое всегда дает удовольствие человеку - независимо, идет ли при этом человек на мучения, бросается ли штыки, взрывает ли себя гранатой или ищет цветы любимой. Предвкушение удовольствия сильнее непосредственного удовлетворения - и взрывающий себя фанатик весь свой путь находится в лихорадочном возбуждении, в предчувствии рая и его сладости. Революционер, бросающийся на штыки, уже видит картину будущего правильного мира, уже представляет одобрение товарищей, уже видит их счастливые лица. Мы всегда в плену иллюзий будущего мира; все наши действия направлены на будущее, на его изменение под нас.

И несмотря на весь эгоизм наших поступков, за миллионы лет эволюции были выработаны такие успешные шаблоны поведения (влюбленность, альтруизм, материнская забота), которые позволяет сохраниться если не особи в отдельности, то виду в целом. Именно поэтому наши эгоистичные цели часто преследуют желания любимого, желание стаи или государства; именно поэтому животные часто жертвуют своими интересами ради интересов сообщества. Я глубоко уверен, что при этом они ощущает удовольствие, которое направляет их поведение.




http://vk.com/note2888170_11646374
Previous post Next post
Up