"Град обреченный", роман

Sep 23, 2014 13:06



Вчера дочитала роман Стругацких "Град обреченный", за сим имею вопрос: посовейтуйте хорошую критику, лучше - современную.
Не скажу, что я ничего не поняла, наоборот, поняла достаточно, и именно это оставлет ощущение, что недопонятого осталось еще больше. Не исключено, что это может быть связано отчасти с тем, что роман был написан в 1972 г., и чтобы некоторые вещи понять, нужно было жить в 1972 г. Но не все же списывать на 40 с хвостом лет разницы.

Например, Красное здание. Что оно символизировало, кроме прописанного в книге ("бред взбудораженной совести")? Я улавливаю некие отсылки, но... Можно ли считать, что Красное здание есть по сути отражение совести и душевных терзаний героя, и тот факт, что во второй раз Воронин посещает здание именно тогда, когда является советником, богатым и уважаемым лицом, и здание предстает перед ним в руинах и запустении - обозначением капитуляции главного героя перед собственной совестью? Или там есть что-то еще?

Вообще, главный герой мне в начале был откровенно неприятен, "говно в проруби", как он сам о себе отзывается, однако чем ближе к финалу - тем более впечатляющая и интересная личность вырисовывается, что, пожалуй, хорошо ложится на саму идею романа как истории о личностном росте и понимании. Особенно о понимании. Мне одной кажется, что Эксперимент в данной истории есть символ Бога, и в первую очередь их роднит непознаваемость, а во вторую - то, что отношение людей к Эксперименту в начале романа мало чем отличается от отношения между христианством и Богом, и то, что по сути прошлый строй, основанный на вере в Эксперимент, терпящий все посылаемые испытания и приспосабливающийся к ним по принципу "Эксперимент есть Эксперимент" = "на все воля Божия", свергается тогда, когда гаснет Солнце, т.е. когда жить терпеть эту волю становится уже решительно невозможно?
И дальнейшие размышления о том, что делать, если в Эксперимент уже никто не верит, но и новый строй, основанный только на потреблении, терпеть нет силы... Ответ Кацмана, его монолог о Храме, на мой взгляд, один из лучших ответов на вопрос о смысле жизни, которые я когда-либо встречала в литературе. Особенно впечатляет он тем, как легко и ровно ложится на современную картину мира и общества. Однако финал при этом кажется еще более странным. Что авторы имели в виду под Центром мира? И в чем был символизм произошедшего с Ворониным? Я, честно говоря, не до конца понимаю.

Аааа, поговорите со мной об этом, кто-нибудь.

изба-читальня, непонятно

Previous post Next post
Up