Уроки нетолерантности - плакат - продолжение.

Sep 30, 2013 02:19

Итак, в дореволюционном русском искусстве не сложилось сколько-нибудь устойчивых традиций плакатный графики.
«На наших глазах появилась художественная книга, и русская книжная графика нашла своеобразную форму, - писал Н.Э.Радлов в 1921 году.
- Мы ви­дели, как возникло и распустилось изумившим Европу цветом русское театрально-декоративное творчество. И карикатура, несколько запоздавшая в своем развитии, имела ко времени войны свое художественное прошлое . . . На этом благополучном фоне прекрасного и быстрого развития русский плакат оставался безобразным и нелепым пятном, тем более резким, что эта область прикладной графики, так тесно связанная с перечисленными видами декоративного творчества, достигла на Западе именно за последние десятилетия исключительной высоты.
...Неоднократные попытки организовать дело художественной рекламы предпринимались самими художниками за истекшие десятилетия. Но все они испытывали крушение; худо­жественный плакат был не нужен. Другими словами, русская действительность недавнего прошлого не создала тех условий, тех общих культурных предпосылок, которые вызвали бы возникновение новой отрасли прикладного творчества, подобно тому, как политическая оппозиция создала карикатуру, а пришедшие с Запада новые проблемы театра - нашу театральную живопись (Радлов Н. Современный плакат // Дом искусств. - 1921. - № 2. - С. 74).

Всемирно знаменитая советская плакатная графика получила свое новое рождение только в разгар гражданской войны. Если мы посмотрим плакаты 1918 и даже 1919 годов, то и там мы увидем тяжелое наследие "русского модерна": вихляющую "живую линию", невразумительные цвета сугубо иллюстративной функции. Перегруз текстом и малопригодные для восприятия шрифты были отдельной особенностью, прямиком из журнального прошлого. А будучи второй производной от киноафиши, военный плакат того времени заимствовал все спецэффекты того времени: изобилие кровавых аллегорий, увечий, звериных оскалов. Картинка была направлена только на устрашение зрителя. Если мы посмотрим, с одной стороны, на творчество Апсита, Спасского и Кочергина, а с другой - на безвестных работников ОСВАГа, то ничего нового с времен первой мировой пока еще нет. Более того, отдельные вещи откровенно повторяются.






Для справки: ОСВАГ (ОСВедоми́тельное АГе́нтство) было основным информационно-пропагандистским органом белого движения на бге, учрежденное лично Деникиным. На его содержание белое правительство регулярно выделяло весьма и весьма круглые суммы. Например, в январе 1919 года на пропаганду было выделено 25 миллионов рублей. К августу 1919 г. на подконтрольных территориях действовало 232 пункта и подпункта Освага, в подчинении находился ряд газет, журналов и театров; издавались плакаты, брошюры и листовки, проводились фото- и киносъемка.Для передачи информации, кроме обычного телеграфа, использовались установленные союзниками в Гурьеве, Таганроге, Новороссийске, Николаеве и Севастополе радиостанции мощностью до 35 кВт.
Выхлоп от этих трат был весьма сомнителен - между пропагандистами и и целевой аудиторией зияла бездонная пропасть. Даже среди бойцов белых в ходу была фраза: «бей жидов и осважников». Несмотря на махровый антисемитизм (особой любовью художников в этом контексте пользовался товарищ Троцкий) - Осваг упрекали за то, что он якобы переполнен евреями, стремящимися избежать призыва в Добровольческую армию. Придя к власти в 1920 году, генерал Врангель лавочку прикрыл.




Про трусость турецкую да про удаль молодецкую.



Изгнание Троцкого с Кубани.

А четверо тех, кто создал своим творчество плакатный языки и школу и чьи работы уже совсем скоро будут неотделимы от того буйного времени, когда идейные противоречия обильно смывались кровавыми реками. Вот их имена: Дени, Моор, Черемных и Лебедев.
О каждом из них можно говорить до бесконечности.

занимательное искусствоведение, уроки нетолерантности

Previous post Next post
Up