Керамика Стамбула: "У тюльпана ты цвет свой пурпурный взяла"

Mar 26, 2015 12:05

Робкие подснежники и сонные анемоны едва появились в парке. Амариллис на подоконнике не спешит расцветать. А на стенах и потолках дворцов и мечетей Стамбула царит вечная весна, и луга покрыты тысячами неувядающих цветов.




В 1453 году Константинополь был завоеван турками и стал столицей Османского государства. На развалинах Византии строились дворцы и мечети, которыми славится ныне Стамбул. Их интерьеры щедро украшали керамическими изразцами. Центром производства керамики стал небольшой город Изник (Никея), богатый залежами белой глины, поэтому лучшую турецкую керамику называют изникской.






Павильоны (правильнее назвать их "киосками", "кёск") в саду тюльпанов султанского
дворца Топкапы, первая половина 17 века. Тюльпаны зацветут попозже, полюбуемся
цветами на керамических плитках, которые не теряют яркости уже почти четыреста лет.

Стиль турецкой керамики окончательно сложился в середине XVI века, ее высший расцвет
совпал со временем расцвета османского зодчества и продолжался до середины 17 века.
Растения - цветы, стебли, плоды, листья - излюбленный мотив турецких орнаментов. Часто
в растениях без труда узнается вполне реальный прототип: тюльпан (самый любимый в Турции
цветок), гвоздика, лотос, роза, гиацинт, амариллис, жимолость, плоды граната, персика, груши,
зубчатые листья. Иные растения насколько стилизованы, что распознать их непросто. Прелесть
этих цветов в том, что они немного несимметричны, в них нет строгости, и поэтому они кажутся
живыми - каждый цветок уникален! И каждый цветок существует в одном и том же интерьере
в десятках вариантов, подсчитать которые почти невозможно. Во всяком случае, цифры в книгах
и путеводителях очень разнятся: " в орнаментах этой мечети 40 вариантов тюльпанов, 50
вариантов, 80 вариантов…"





Павильоны дворца Топкапы

Еще один секрет красоты турецких изразцов: они прекрасно смотрятся и издалека, и вблизи.
В крупные узоры вписываются более мелкие, контуры узора всегда четко обозначены. Яркие,
но не пестрые - в них обычно главенствует синий цвет при поддержке винно-красного и бирюзы,
изразцы вторят архитектуре, поддерживают и подчеркивают ее формы, но не спорят с ней.
Покрытые изразцами стены отражают свет, кажутся невесомыми, а пространство - необъятным.
Ну, хватит прозы, пусть о цветах, которые цветут на изразцах, расскажут рубаи Омара Хаяма.
Цветы восточный поэт сравнивает с прекрасными женщинами.







Павильоны дворца Топкапы

Страсть к тебе порвала одеяние роз,
В аромате твоем есть дыхание роз.
Ты нежна, блестки пота на шелковой коже,
Как роса в чудный миг раскрывания роз!





Павильоны дворца Топкапы

У тюльпана ты цвет свой пурпурный взяла,
Тебе лилия юности суть отдала.
Была роза, она на тебя походила -
Передав тебе жизнь, она робко ушла.






Павильоны дворца Топкапы

Дуновения вешней поры хороши,
Музыкальных созвучий хоры хороши,
Пенье птиц и ручей у горы хороши…
Но лишь с милой все эти дары хороши!





Небольшая Мечеть Рустем Паша, построенная великим архитектором Синаном
в 1561-62 годах, славится своими синими изразцами. Особенно знамениты вазы
с мелкими белыми цветами, на снимках они слева.

Когда под утренней росой дрожит тюльпан,
И низко, до земли, фиалка клонит стан,
Любуюсь розой я: как тихо подбирает
Бутон свою полу, дремотой сладкой пьян!\





Новая мечеть - Йени Джами - не так уж и нова. Она строилась с перерывами почти 60 лет, с 1605 по 1660 год.

Поутру просыпается роза моя,
На ветру распускается роза моя.
О, жестокое небо! Едва распустилась -
Как уже осыпается роза моя.





Новая мечеть - Йени Джами. Фрагмент изразцов и ковер.

Роза молвила: "Ох, мой сегодняшний вид
О безумстве, по сути, моем говорит.
Почему выхожу я в крови из бутона?
Путь к свободе сквозь тернии часто лежит!"





Новая мечеть - Йени Джами

Росинки на тюльпане - жемчужины цветка.
Свои головки клонят фиалки цветника.
Но как соблазна полон душистых роз бутон,
Что прячется стыдливо в одежд своих шелка!





Самая известная мечеть Стамбула - Султанахмет или Ахмедие, построенная
в первые годы 17 столетия, получила еще одно название - "Голубая мечеть",
благодаря обилию синих изразцов.

Бегут за мигом миг и за весной весна;
Не проводи же их без песен и вина.
Ведь в царстве бытия нет блага выше жизни, -
Как проведешь ее, так и пройдет она.







"Голубая мечеть"

Взгляни: одежду розы раздвинул ветерок;
Как соловья волнует раскрывшийся цветок!
Не проходи же мимо: ведь роза расцвела
И распустилась пышно лишь на короткий срок.





"Голубая мечеть"

Смеялась роза: «Шалый ветерок
Сорвал мой шелк, раскрыл мой кошелек.
И всю казну тычинок золотую -
Смотрите - щедро кинул на песок».





"Голубая мечеть"

Из сиреневой тучи на зелень равнин
Целый день осыпается белый жасмин.
Наливаю подобную лилии чашу
Чистым розовым пламенем - лучшим из вин.



Ковер в Голубой мечети

Конечно, турецкая керамика - это не только изразцы, но и посуда. В музей керамики мне
попасть не удалось, но магазин с дорогой посудой (стоимость больших ваз и блюд
исчисляется сотнями евро) был прекрасен и безлюден, совсем как музей.















А что делать с черепками? Один житель Стамбула нашел хороший выход: он украсил стену своего дома панно из черепков. Оно удивительным образом напоминает коллажи из черепков, созданные Антонио Гауди в барселонском ПАРКЕ ГУЭЛЬ .



Оригинал взят у marinagra в Керамика Стамбула: "У тюльпана ты цвет свой пурпурный взяла"

керамика

Previous post Next post
Up