Из лицея о лицее. В лицах для лицеистов

Nov 12, 2018 14:07


рецензия на фильм «Новый лицей»
документальный художественный фильм, 87 минут
автор сценария и постановщик - Александр Будницкий

Всё-таки поразительно, как быстро, за каких-то десять лет, кинематограф вошёл в обиход как форма высказывания. Учебными и выпускными медиа-работами уже сложно удивить строгие комиссии. Однако, по каким критериям оценивать слоёный семантический пирог фильма - этот вопрос остаётся открытым и, по моему опыту, решается «на местах». Иными словами, когда школьник представляет в качестве своей творческой выпускной работы полнометражный фильм, на что должна в первую очередь обращать внимание публика: на исследовательскую сторону содержания - это же проект, или на целостность художественного своеобразия фильма как такового? В этой рецензии я выступаю как независимый зритель фильма, сознательно не принимая во внимание формальные задачи, которые выполнял фильм как учебный проект. Я сконцентрируюсь на считываемых идеях фильма и их художественном решении.

image Click to view




10 ноября в Лицее НИУ ВШЭ состоялся показ документального фильма ученика лицея Александра Будницкого. Показу предшествовала неформальная вечеринка при встрече гостей с музыкой, попкорном и стильный мерчем. Перед показом автор рассказал о задаче фильма как о попытке понять самому и показать зрителям, каким задумывался Лицей при ВШЭ и что он из себя представляет сейчас. Забегая вперёд, скажу, что фильм совершенно не критикующий, во многом складывается впечатление, что с содержательным материалом автор знакомился параллельно созданию фильма. Поэтому встретить в фильме оценивающие суждения или тем более критические диагнозы, которыми так «болен» молодёжный кинематограф, невозможно - это массивный информационный поток, соответствующий содержанием документальным фильмам BBC в двух частях, рассказывающим зрителю о сложных вещах понятным языком.

На мой взгляд, тут кроется главное внутренне противоречие фильма: будучи абсолютно информационным, вычищенным от авторских высказываний по своему содержанию, дискурсивно фильм заявляет себя как абсолютно авторское кино.

Фильм начинается мощной дотитровой экспозицией, свойственной авторскому кинематографу 60-х, задающей тему фильма: новое образование. Далее нам представлены мощные титры, представляющие создателей и авторов фильма. Пожалуй, это самая яркая точка авторского начала в фильме и их минута славы. Ни в скудных пресс-материалах, ни на официальной странице фильма в соцсетях информации об авторах фильма не встречается.



Съёмки "Нового лицея". Фото со страницы фильма ВК

Содержательно фильм построен на серии информационных интервью автора идеи лицея Льва Любимова, первого директора лицея Натальи Любомирской, сегодняшнего директора Дмитрия Фишбейна, а также преподавателей, учеников и выпускников лицея. Это то исследование материала фильма, которое и стало по сути его содержанием. Тематически интервью держат линию «лицей тогда - лицей сейчас».

Композицию фильма удерживают постановочные эпизоды про персонажа Петю Климкина, приехавшего в лицей на стажировку из далёкого маленького города, снятые в лучших традициях Ералаша или ситкома. Петя - нарочито наивный и добрый персонаж, он поэтапно сталкивается со всеми темами, поднятыми в фильме и подробно рассказывает о них в своём видеодневнике. Петя, будучи персонажем скорее шаблонным, чем собирательным, выгодно задаёт и открытый финал фильма: на вопрос, понравился ли ему лицей, он не даёт ответа, что совершенно оправдано для общей канвы фильма.



Лев Любимов, ординарный профессор, член учёного совета НИУ ВШЭ, на съёмках "Нового лицея". Фото со страницы фильма ВК.

Драматургия фильма выстроена по принципу спокойного повествования-перечисления особенностей и ценностей Лицея, что даёт установку больше на внутрикорпоративный фильм, чем, предположим, на рекламный продукт или независимый фестивальный проект. Подобно научному исследованию, текст фильма начинается с формулировки задач и идей лицея, за которыми следуют формы реализации. Когда драматургия требует завязки и первых перипетий, зритель узнаёт о явлении факультетского дня. Казалось бы, тема смены директора возникает неожиданно динамично, но почти сразу напряжение нейтрализуется рассудительными интервью с обоими директорами школ, и рассказ уходит к масштабированию Лицея и новым задачам. Через школу дизайна автор выходит на тему внутренних свобод лицеистов и их лёгких отношениях с учителями. Далее отталкивается к теме сложного ритма и интенсивных нагрузках лицеистов, отношениях с семьёй. Содержательно композиция закольцовывается к задачам Лицея и вопросу необходимости роста для решения этих задач. Наконец, лёгкой перчинкой возникает вопрос «Если тут так ценится самостоятельность, но столько всего происходит, то КОГДА мне учиться самому?».

Линия Пети Климкина под конец связывается с линией интервью в сцене, где он пишет письмо Льву Любимову с просьбой рассказать о лицее. С учётом публицистичности интервью сцена вписана в сюжет формально, но с точки зрения необходимости скрепить такой неподъёмный, нефестивальный хронометраж фильма - 87 минут, сцена безусловно оправдана. Также на интервью с Любимовым в конце фильма перебивками всё-таки возникают режиссёр и главный герой фильма.

Сложно охарактеризовать использование  или шумового оформления как художественно-выразительного средства в фильме. Казалось бы, к середине просмотра, когда зритель уже принял максимально нейтральную эмоциональную позицию автора и полное отсутствие музыкального решения фильма, даже для его ритмического оформления, в линии Пети Климкина за кадром возникает… траурный марш Шопена. Музыка ещё встретится несколько раз: динамики ради - в сцене игры в футбол, и внезапно очень пробуждающая - на финальных титрах.

Невыровненное цветовое и спокойное монтажное решения фильма, на наш взгляд, также отлично соответствуют концепции нейтрального повествования. Так, интервью решены в среднем двух-камерной съёмкой, говорящие головы перебиваются исключительно «технически», то есть на звуковых склейках, и перебиваются интервьюируемые сами собой в нейтральном действии: на проходах, телефонным разговорах. Фоны для интервью подобраны неконфликтные: Лев Любимов и Дмитрий Фишбейн говорят из кабинетов за столом, Наталья Любомирская - на фоне пустого актового зала в школе, преподаватели - в аудиториях, выпускники - в коридорах Лицея. Все на своих местах.



Фото со страницы фильма ВК

Уникальность фильма для зрителя заключается в том, что, как любое учебное творчество, он слабо завязан на референсах, и сложно поддаётся сравнению с каким-либо похожим по жанру фильмом. Авторы уверенно, но интуитивно заимствуют где-либо встречаемые кино-формы (яркие титры, нейтральные интервью, ироничные вставки), используют их грамотно и достойно, и не пугаются королевского хронометража, что тоже стандартно для учебных работ, выполненных без регламента. Поэтому главным достоинством фильма я бы назвала его миссионерскую функцию: из вопроса, амбиций и минимального бюджета можно сделать вполне толковый, законченный и качественный продукт, успех которого может дать молодым авторам почву для серьёзных творческих амбиций. «Новый лицей» получился отличным фильмом о лицее глазами лицеиста, адресованный лицеистам же. Мне кажется, если такая формулировка идеи фильма способна увязать и объяснить все решения фильма.

Подводя итог, авторам фильма хочется искренне и по-отечески пожелать творческого роста. Друзья, коллеги, не бойтесь себя и своих проблем, кинематограф - это не научный и даже не технический мир, это многослойная форма искусства, которая позволяет зашить в себя и чистую историю и мораль, и ваше собственное виденье мира и глубокие общественные проблемы. Искусство способно дать ответы ищущему человеку там, где бессильна наука - это нужно признать. Ведь не случайно Кшиштоф Занусси сказал: «Толерантность, с моей точки зрения - тоже ложное благо». Или Феллини назвал жизнь «смесью магии и макарон» - тоже не просто так.

узнать о предстоящих показах фильма можно в группе фильма ВК:
https://vk.com/lyceummovie
Previous post Next post
Up