Музей музыкальной культуры

Mar 15, 2017 03:09

Музей музыкальной культуры им. Глинки оказался намного интереснее, чем я могла себе представить.


Я-то зазывала ребенка, да и сама собиралась посмотреть в первую очередь интерактивную выставку, а основную экспозицию - так, заодно. Но все оказалось ровно наоборот: основная экспозиция в разы мощнее и впечатляющее, чем интерактивная часть.
Нам хватило предусмотрительности начать именно с основной экспозиции, поскольку я рассудила, что после интерактивной у нас не будет сил или времени пройти основную.

Но сначала мы с Мишей, пока ждали друзей, потусили на "Маяковской". Рассмотрели все мозаики, покидали монетки по металлическим желобам арок. Я специально взяла горсть десятикопеечных монет для этих целей. А вы в курсе, что правильно брошенная монетка проскальзывает до самого конца арки? А в самом музее наша спутница прочла, что если говорить в желоб, то на другом краю большой арки, перекинувшейся через весь перрон, все прекрасно слышно, если приложить ухо в этот же желоб, и на обратном пути мы еще и так поиграли.
"Маяковская" - одна из моих самых любимых станций, практически всегда малолюдная, светлая, просторная, полная воздуха, красивая.

До музея оказалось идти от метро (из нового выхода) совсем близко, а Яндекс почему-то предлагал мне поехать туда на троллейбусе :)

Здание музея построено специально для него в начале 80-х годов, очень удачное, на мой взгляд. И в стиле моей любимой познебрежневской архитектуры :) Я подозреваю, что она моя любимая в связи с совпадением моего подростково-юношеского возраста с нею, но в интерьерах той эпохи действительно мне очень комфортно: ясные, просторные (не люблю тесноту, мне ее и дома хватает.), светлые, с четкими выверенными линиями; золото без вычурности (без барокко!), фантазийные светильники, стекло и белый мрамор. А в музее Глинки еще и витражное окно на два этажа.

Основная экспозиция занимает второй этаж, интерактивная - на третьем.
Прекрасно организовано экспонирование. Витрины узкие по глубине, с обеих сторон прозрачные, около каждого экспоната кружочек с номером, тоже двусторонний, так что номер видно с обоих сторон, на витрине наклейки с подробным описанием каждого экспоната. Если бы была возможность взять аудиогид (но при наличии детей под присмотром этой возможностью не воспользуешься, ясное дело), то на каждой витрине еще и два датчика для него: один информационный, второй музыкальный. Еще в залах стоят огромные компьютерные столы,с наушниками,тоже информация по каждому экспонату есть, и можно и звучание послушать, и прочитать.


А на одном столе - викторина.


Что еще очень-очень порадовало, так это служительницы. Да, это вам не Третьяковка. Приветливые, активные, заинтересованные, заботящиеся, не делающие замечаний (!) - сплошной позитив.

Выставленная коллекция музея - это собрание музыкальных инструментов. Я читала, что собрание музея включает в себя еще ноты, рукописи и другие материалы, но в залах этого всего, к счастью, нет.
Как я поняла структуру музея, сначала выставлены народные более древние инструменты, потом инструменты народов мира, разбитые по странам и континентам, а ближе к концу экспозиции - богатое собрание европейских классических инструментов и немного "современных" - начиная от музыкальных шкатулок и граммофонов до терменвокса, фотоэлектронного аппарата и ударной установки.

Мне, как любителю технологий, было безумно интересно посмотреть, как все это устроено. И я в основном именно с этой точки зрения экспозицию и осматривала. Моя спутница, человек музыкальной культуры, находила свой интерес в музыкальной составляющей экспонатов. Что интересовало детей, сказать не могу, но им БЫЛО интересно! Так что музей дал "всем сестрам по серьгам" :)

Первый зал, всякое разное исконно народное, не очень сложное в изготовлении:


Зал Европа XIX века, не классические инструменты.

Инструмент (Украина) настолько многострунный, что колки на грифе не поместились, пришлось на деке размещать, что сделало его похожим на ежика:


А германская цитра устроена уже более инженерно продвинуто. Для части струн есть гриф с ладами (на них играется мелодия), а остальные струны - для аккордового сопровождения. (По ссылке можно посмотреть, как на ней играют).


Вообще я сильно не вникала, что за инструменты, больше любовалась.


Бандонион (даже запоминать название не надо, на нем самом написано), тоже Германия. Был немецкий - а стал аргентинский. Именно его пронзительно-щемящее звучание придает танго неповторимый колорит.


Насладиться Libertango с бандонеоном (очень узнаваемый звук и прекраснейшее исполнение!).

Какая-то "гитарочка":


Потом для контраста инструменты мусульманского мира, сделанные "ножиком на коленке". Отличие от европейских бросается в глаза (вот что владение животворящими технологиями делает).


Но тоже красивые, инкрустированные перламутром, например:


Струна всего одна, дека наверняка не дает нормального резонанса, зато рукоятка грифа - о-о-о!


Простенько так. Этот инструмент очень маленький по размеру. Банана для масштаба с собой не было, но можно сориентироваться по размеру номера экспоната или смычка на инструменте рядом:


Латинская Америка. Очень удобно сделать деку из уже готового по форме броненосца:)


Многообразие форм и декоров:




Это уже, кажется, Индия и юго-восточная Азия. Но многообразие форм и декоров продолжается, и даже еще нарастает.


О, какая! Китай? Не помню...


Австралия представлена всего одним экспонатом...

И переходим в "новое время". То есть в классику.
Экспонирование которой начинается со скрипичной мастерской.


Скрипка Страдивари!


Сначала идут смычковые инструменты. Витрины бликуют (тем больше поводов москвичам самим сходить посмотреть), но обратите внимание на малюсенькие скрипочки в центре сверху. И экспериментальную форму скрипки справа.


Огромная коллекция клавишных! Шляпы тоже хороши.


За Верой - рояль-жираф, с вертикально расположенной декой. Интересно, почему такие не вошли в обиход, удобно же, места меньше надо?


Параллельно с залом клавишных расположен зал духовых инструментов. Столько вариаций! Фаготы:


Опять нет банана, я попыталась поставить рядом Мишу, но все-равно размер не считывается. Он размером с взрослого человека, называется "что-то"(саксофон?)-контрабас :)


Кроме знакомых с детства медных, внезапно еще и такой:


Называется угадай с трех раз серпента :)

Музыкальный автомат "Красный сарафан", устроен по принципу музыкальной шкатулки: диск со шпеньками.


Граммофон. Перед раструбом натянуты струны. Зачем? Вот аудио-гида не хватает.


Некий сложный аппарат, изобретенный в 60-х годах, и, как я предполагаю, так и оставшийся в единственном экземпляре. Здоро-о-овый!




И на выходе - гигантская ударная установка. Американская.


Это был пост для всех, про основную экспозицию. Вторая часть, которую я надеюсь написать, про интерактивную выставку "Звук и...", будет, позже, и она будет более детско-ориентированная.
Но интерактив для нас начался еще на основной экспозиции, потому что детям дали поиграть на терменвоксе! Продолжение следует.

Миша, музей, сходили

Previous post Next post
Up