Уф, уже полторы серии одолела. «Война и мир», 2016, ВВС.
Тяжёлая это работа - превращать Толстого в Шаролотту Бронте, но режиссёр с ней справился. Есть, конечно, русская специфика - много золота, много свечей, много икон. Вот даже в Питер притащились, чтоб снять венчание Пьера с Элен. Правда, промахнулись слегка, лет на 100 - снимали в церкви Успения, построенной в 1897г. Зато сняли подробно, вдумчиво морща лоб у «тёмных ликов» - эпохи эклектики ;). Помогла и музыка - многозначительное мычание где-то на пересечении «Вечернего звона» и «Господи, помилуй».
Особо хочется отметить работу тех, кто дублировал: «во имя отца, и сына, и … аминь» (ну, бывает забыл, товарисч, про третью ипостась), «ваше высочество» - обращаясь к Николаю Ростову (ну, не высокопреосвященство, уже хорошо). Но и это смотрится как-то органично, может озвучка и не виновата, может так в английском оригинале?
Вообще, удивительно цельная вещь получилась. Вот знаменитая сцена - кн.Андрей раненый на поле брани. Травка, букашка, окровавленный лоб, взгляд в небо, само небо, начало монолога… Всё, одной фразы достаточно - чего тут долго размусоливать-то, вот обозначали ситуацию «человек на пороге смерти» и двигаемся дальше. И так весь фильм - только диалоги. Никакого внутреннего монолога, никаких авторских размышлений. Зато диалогов много - всё трындят о наследстве, деньгах, женитьбе, измене. Ну или - о потерях, поражении, планах, приказах. Плотный такой текст - как атлас, парча и сукно на крепко сбитых героях. И сцены такие - крепко сбитые, без зазора, без просвета, без дуновения…
Какой же всё-таки хороший Лев Николаевич, как вспомнишь его! И воздух, и пространство, и взгляд блуждает в кроне дуба и дальше - небо! И непонятость близкими, и непонятность мироздания, и растерянность перед лицом смерти, и удивление жизнью… Да что там говорить, всё, всё есть, самоё тонкое, едва уловимое, почти невыразимое - всё у него есть! И от этого - полнота жизни. …А не от того, что людей плотно упаковывают в картонки бытовых обстоятельств - пусть даже эти картонки из подарочной бумаги и с розочками из атласных лент.
В общем, нечего дурака валять, надо читать Л.Н. и каждый день Бога благодарить за то, что послал нам его. А то б так и жили - в картонках с ватой!