Экскурсия в 3 автобусный парк

Oct 01, 2022 11:34

Свершилась мечта как минимум 30-летней давности. Я побывал в автобусном парке на экскурсии, да ещё и не в каком бы то ни было, а в 3 автобусном парке - том, что обслуживал маршруты моего самого раннего детства и вплоть до отъезда из СВАО в 2016 году. Мне с детства казалось, что в этом парке есть что-то сакральное, необычное - а я всегда увлекался мистикой и необычным. Я помню, как до 1999 года автобусы находились ещё в Марьиной Роще и лишь потом переехали в Бибирево. Тогда же примерно сменился шрифт написания гаражных и государственных номеров - с красивых каллиграфических цифр и букв до какого-то убожества. Меня тогда это настолько поразило, что даже уже выйдя из подросткового возраста, я почему-то по этому поводу переживал. Потом "Бахметьевский гараж" на улице Образцова стали готовить к сносу - Лужков хотел построить там очередной жилой комплекс, но в результате благодаря еврейской общине уникальный инженерный и архитектурный комплекс был сохранён. Сейчас там "Гараж" - арт-центр и центр толерантности. Точное название не помню, но внутри я так и не побывал. А сам 3 автобусный парк переехал в Бибирево.

Я побывал в этом парке мимолётно, то ли в конце 1999, то ли в начале 2000 года, совершенно точно помню, что это была зима. Возможно, январь или февраль. По какому поводу - говорить не буду, слишком личное это, но с тех пор много воды утекло. Как бы я сейчас хотел рассказать Бабуле или Маме о посещении - но никто из них меня в этом мире уже на услышит. А ведь у них в этом парке работали знакомые и даже друзья: Бабушка рассказывала о каком-то Жене в 70-е годы. Эта экскурсия получилась своего рода мостиком в прошлое, эдаким порталом, хотя и не совсем в него: старых автобусов - тех самых милых сердцу образов в парке не осталось даже в каком бы то ни было виде, так что довольствоваться пришлось лишь новым. Но в любом случае побывать там вот так свободно, да ещё с другом и любимым сыном стоит многого.

Окунуться совсем в прошлое удалось в музее 3 автобусного парка. Но обо всём по порядку. Жаль, что многое, что хотел увидеть, не удалось даже на обрывках газетных страниц. Боже, где моё прошлое? Где все те мысли и чувства? Где те образы, люди и запахи? Ведь не так много времени прошло - а вокруг совершенно иной мир. И я не хочу сказать, что сейчас окружение и условия плохие: наоборот, сейчас славные времена, по сути, Россия никогда не жила так хорошо, как сейчас. Но период 90-х для меня сейчас приобретает всё более сакральный, святой образ. И если раньше я пытался скорее из того периода выбраться, а потом "модно" ностальгировать, то теперь это ностальгия, вызывающая боль, не неприятная в том смысле, что события блица лишь негативные и о них не хочется вспоминать, а в том, что это всё ДАВНО И БЕЗВОЗВРАТНО ушло, и от этого иногда хочется рыдать настежь. Но это рыдание внутри, скрытое под маской улыбки снаружи. И никто никогда не поймёт этих чувств. Даже те, с кем я в 90-х эти чувства разделял.

Мы встретились с Максом на "Боровицкой" и вместе поехали по серой линии до станции "Бибирево". Боже, сколько лет я ездил по этой линии. Теперь я тут гость - после ухода Мамы поводов приезжать в родной СВАО осталось ещё меньше, и вот сегодня один из них.

1. Переход на станцию "Боровицкая".




2. 618 маршрут, раньше тоже обслуживался 3 автобусным парком. Я ездил на нём довольное регулярно в десятых, до переезда на юго-запад столицы. Теперь он обслуживается частной компанией. А раньше было три друга - от Медведково до Бибирево - 31, 278 и 618. Есть ли остальные сейчас, теперь уже и не знаю...



Мы проехали пару остановок на автобусе, дальше пошли пешком. Было довольно промозгло, не хотелось промокнуть.

3. Тот самый вход, то самое словосочетание... Сердце забилось неврольно, вспоминая события 25-30-летней давности.



4. Здесь раздражаети хаотичная автопарковка. И обращают на себя внимание крылышки по бокам от цифры "3". Очень жаль, что логотипы автобусных парков ушли в небытие, а сейчас доминирует довольно безжизненная логотипизация "Московского транспорта". Я бы цифры с крылышками вернул.



5. Сразу после входа. Кстати, обращает на себя внимание доброжелательность сотрудников. Прямо на входе громко поприветствовали: "Добро пожаловать в филиал Северо-Восточный!" - жаль, даже название сменили...



6. Сразу при входе нас угоситил вот такими шоколадками. Боясь, что там не молочный шоколад или молочный на советский лад, я подумал, что сын не будет его есть, и попросил положить его пока в сумочку к себе. Я ошгибся: шоколад был очень вкусный.



7. Тем временем экскуосрвод ждал новую порцию "туристов". А вдалеке даже катали на маленьких электромобилях.



8. Господа на экскурсии.



9. Осмотр начался со строительной, вспомогательной, уборочной и иной техники. Раньше бортовые номера на такую не наносились. Здесь уже всё учтено.



10. Обилие новых ЛиАЗов, если не путаю, севро-восток Москвы получил их последними в городе. Если в ЮЗАО и Новой Москве они вышли ещё в конце 2020 - начале 2021 года, то здесь появились с опозданием более года. Поправьте меня, если ошибаюсь.



11.



13. Сын опробовал почти всё: можно было залезать в любую кабину и нажимать всё, что угодно. "Боже! - думал я, - почему в моём детстве таких экскурсий не было? Почему я только сейчас, уже в зрелом возрасте, могу этим наслаждаться, когда огонёк души уже не так резво горит, как 30 лет назад и более?"



14. Административное здание. Именно туда я мечтал в 90-х попасть больше всего.



15.



16.



Далее нас повели в ремонтную зону. Это был просто катарсис даже для меня. Мечты сбываются. Хотя я бы хотел увидеть в ремонтных цехах то разнообразие, что творилось в 80-х и 90-х, тот "ара-тюнинг" на автобусах, когда украшающий "свой" автобус водитель хотел хоть чуточку сделать жизнь вокруг себя краше. These guys are history...

17. А сейчас в парке идеальная чистота. Вспоминаю, как оказался в начале нулевых в автобусном парке в Брюсселе, совершенно случайно уехав туда на пустом автобусе. Тогда меня поразила чистота и технологичность комплекса. Прошло 20 лет - и в Москве всё то же самое, даже лучше.



18.



19.



20.



21.



22.



23. Отрадно было видеть так много семей с детьми - всё-таки автобусы - это то, что дети очеьн любят. И популяризация общественного транспорта - благое дело. Жаль в 90-х это не понимали, развивали культ автомобиля, который сейчас Москве приносит так много проблем, но восприятие меняется. Общественный транспорт уже не является чем-то маргинальным, для "нищебродов", как говорили более двух десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, сейчас даже и не скажу, когда мировоззрение поменялось. Наверное, всё же где-то с начала десятых.



24. Сын с превеликим удовольствием разглядывал автобус снизу.



25. Ремонтная канава. Боже, почему я в детстве так не мог свободно посетить любимый автобусный парк?



26. В следующем цеху стояли автобусы и электробусы, в которых можно было сесть за руль и даже немного поуправлять - приводом дверей, фарами, сигналом, камерой, а у электробусов - даже поднять и опустить штангу зарядного устройства.



27. Всё-таки КамАЗ имеет самый крутой дизайн из всего московского транспорта. Это электробус.



28. Очень круто выполнена оконная линия: волнами над колёсными арками, а в середине опускается по максимуму. Благодаря этому у всех пассажиров отличный вид. Даже у хоббитов ниже 160 см.



29. У КамАЗа и экран встроенный.



30. Автобус ЛиАЗ-5256 одного из предыдущих поколений, ещё с более старым вариантом фронтальной части.



31. ЛиАЗовский электробус, выглядит хотя и стильно на первый взгляд, а даже несмотря на скопированную у КамАЗа переднюю маску и актуальную ливрею, всё же в чертах угадывается убогий кузов 2004 года - в частности, примтивная и маленькая оконная линия. Если в ЛиАЗе сидеть в кресле, стоящем на полу, а не на "подиуме", то обзоность из окна даже мне не кажется идеальной. Дети не видят вообще. Вспоминаются Икарусы-280, где окна начинались тоже высоко, и мне в детстве смотреть было некомфортно: окно начиналось почти у глаз. Чего не скажешь о ЛИАЗе-677.



32. Кабина ЛиАЗа тоже уступает КамАЗовской по дизайну.



33. Экран не встроенный.



34. Слева направо: электробус КамАЗ, автобус КамАЗ, электробус ЛиАЗ, автобус ЛиАЗ.



35.



36. В это время подбежала орава каких-то громких и очень эмоциональных любителей автобусов, всех возрастов и комплекций.



37. Подъём токосъёма.



Выходим на улицу. Наш экскурсовод куда-то убежал, сотрудники в зоне, где можно было посомтреть и поуправлять автобусами и электробусами, не знают, где его искать. Так что мы выдвинулись далее. На улице стояла длинная вереница новентьких сочленённых ЛиАЗов.

38.



39. Посмотрели процесс мойки - нам заблаговременно скзаали сюда не заходить. Лёша посмотрел на процесс с удовольствием.



40. Из дальних цехов то и дело выезжали автобусы.



41. Обратил внимание, что на последнем автобусе "остатки роскоши былой" - висят резиновые антистатические полоски под бампером - в 80-х и 90-х был практически неимзенный атрибут тогдашнего тюнинга наравне с брызговиками, которые часто делали из транспортёрной ленты.



42.



43.



44.



45. Удалось зайти в столярный цех. Не очеьн понял, зачем он нужен в автобусном парке в настоящее время, но... когда мы сюда зашли, было ощущение, что время здесь остановилось. Там, на улице ходят свежие новые автобусы XXI века, а здесь настоящий портал в прошлое. Здесь были станки и пилы, словно на уроках труда в первой половине 90х, тихие работники с лицами, ещё не испорченными рыночной экономикой, как сейчас, а будто бы только осовбодившиеся от ига "социализма".



46. Здесь всё дышит уже стариной по меркам моей жизни.



47. Вспоминаю школу и Виктора Анатольевича Иванова - трудовика. Вспоминаю, как ходилк нему после уроков, чтобы маме сделть новогодние подарки для кухни.



48. С 2015 года уже эта табличка неактуальна. :(



49.



Дальше резко пошёъл сильный дождь. Предполагалось, что осмотр продолжится в администартивном здании Парка - той самой десятиэтажной высотке. Кое-как добежав до неё, не имея зонта, я стал ждать Лёшу и Макса - у Максима зонт был, так что они подошли не спеша.

20. Первый этаж здания встретил нас столиком с вакансиями7 Вспомнил, как в середине 90-х очень захотел быть водителем автобуса на какое-то время. И здесь снова встретилось прошлое с настоящим.



21. В одном из залов были организованы интерактивные мероприятия для детей, где можно было и подкрепиться печеньем и выиграть небольшие сувениры. В частности, нужно было заполнить путевой лист и нарисовать карту своего любимого маршрута.



22.



23. Даже здесь стоят аппараты с напитками!



24.



25. Поднимаюсь на седьмой этаж. Там музей 3 автобусного парка. Сердце начинает биться сильнее.



26. Знакомые имена...



27. Памятный уголок.



28. А здесь случилось умиление с щесящей ностальгией...



29. Вырезки из газет. Господи, это же клочок в прошлое! Не сам текст даже важен в ощущениях, сколько сама пожелтевшая и ставшая ветхой бумага! Почему время так неумолимо. КОгда это всё успело так быстро пройти и остаться уже так далеко? Господи!.. Смогу ли я когда-то путешествовать во времени? Смогу ли вновь в полной мере ощутить всю ту гамму чувств 30-летней давности? Или это будет только перед уходом из этого мира в иной?



30.



31. Кажется, я кого-то из них помню в лицо...



32.



33. А вот этот Икарус я помню с 1997 года - он отчетливо отложился у меня в памяти, я помню, что ездил на нём не раз. У него был гаражный номер 03166 и на две шестёрки заканчивался государственный номер, что и видно на фотографии справа. Я даже вспомню водителя, который на нём ездил. Его звали Александром. Хотя многие годы это лежало всё в памяти как-то далеко и не всплывало долго.



34.



35.



36.



37. Современность уже не так интересна.



38.



39. Взглянем ещё раз.



40.



41.



42. Уходя, хочется снять каждую деталь: кто знает, доведётся ли мне ещё раз здесь побывать? Конечно, я ещё не так стар, но сколько уже прошло, сколько сложено в копилку прошлого - не описать. Не хватат оставшейся жизни, чтобы всё это зафиксировать. Это как с кино. Можно хвастаться современными технологиями, быстрой скачкой гигабайтов фильмов - а не хватит жизни, чтобы просмотреть скачанное.



43. Радостный сын бегает. Дождик стих.



44. До свиданья, третий автобусный парк! Ты наввсегда в моём сердце.



45. Уже и Мамы нет, и всех тех, кто тебя знал так или инче, осталась только сестра моя младшая.



46. И пара фотографий станций метро, которые от меня теперь так далеки... Бибирево:



47. И пока ещё самая северная станция ММ - Алтуфьево:



Большое спасибо Мосгортрансу и Департаменту транспорта за такие увлекательные мероприятия.

Написано 3 ноября 2022 года.

семья, экскурсия, детство, Лёха, moscow, 3 автобусный парк, отрочество, воспоминания, ностальгия, прошлое, 90-е, автобус, bus, russia, сын, москва

Previous post Next post
Up