В субботний день я решил выйти на длительную прогулку и посмотреть, как обычно, что нового и интересного в Москве произошло за неделю и более. В прошлые выходные, как я уже писал, проходил
парад трамваев, но его организация практически исключила возможность посмотреть сами трамваи.
Так как я решил посмотреть в основном то, что происходит в СВАО, я решил заехать в Северное Медведково, посмотреть, нет ли там случайно одного из новых трамваев на испытаниях. Интуиция не подвела. На конечной стоял трамвай швейцарсо-белорусского производства со звучным названием Штадлер Метелица. Это самый свежий из прибывших на испытания, и мне он был наиболее этим интересен. Ждать его пришлось совершенно недолго. Собственно, специально я и не ждал. После того, как я приехал на эту конечную, мне пришлось ждать пару минут, не более.
1. Трамвай сильно выделяется на фоне привычных всех вагонов КТМ-19.
2. Но главное даже не окрас или дизайн, а то, что это длинный, бисочленённый трамвай.
Я твёрдо убеждён, что потенциал трамвая в Москве совершенно не раскрыт. Трамвай - вид транспорта совершенно иной весовой категории, не как автобус или троллейбус. Он - нечто среднее между ними и метро. Именно поэтому одиночные трамваи в таком крупном и плотном городе, как Москва, - глупость. Либо линии нужно форсировать, делая там настоящие трамвайные поезд, либо заменять такие трамваи автобусами или электробусами - они всяко дешевле в эксплуатации да и в начальной стоимости.
3. Новый трамвай примерно 26 - 27 метров в длину, то есть чуть менее, чем сцепленные два стандартных вагона. Длина примерно равна уже ходящим на северо-западе город трамваям Pesa Foxtrot, а также находящимя на испытаниях Alstom и новому русскому трамваю от "Транспортных систем" "Витязь".
4. Непонятно, почему решили брать на испытания вагоны не длиннее. В европе даже в относительно мелких городах практикуют трамваи длиной до 42 - 45 метров, а в некоторых случаях сцепляют два по 27 метров. Москве это как раз что нужно. Трамвай такой длины сможет взять более 300 пассажиров.
Мне очень нравится внешне этот трамвай. Я, соответсвенно, был готов и к иным положительным впечатлениям. Я ошибся.
Кстати, на конечной со мной зашла сотрудница в оранжевом жилете, проехала остановок 10, следила, чтобы в салоне не было мусора.
5. Дизайн дверей изнутри очень сильно напоминает дизайн поездов метро Русич. Но снаружи эти двери смотрятся куда луччше, чем у Русича.
6. Трамвай оказался безумно узким. Очень много сидений, но салон просто до неприличия узок. Накопительные площадки только возле дверей. Кстати, только у этого трамвая из всех новых испытывающихся двери расположены по обе стороны. Если бы этого не было, общая пассажировместимость была бы ещё ниже.
7. Так как предусмотрено, что высадка и посадка может осуществляться с обеих сторон, соответственно, у трамвая и две кабины.
8. В трамвае есть даже телевизор, как в европейских. Точнее, их два. Работал, правда, только тот, что в начальной секции.
9.Те самые розетки на 220 Вольт и USB, о которых рассказывали в многочисленных репортажах.
А дальше начались разочарования. Во-первых, трамвай оказался довольно шумным. Шум от системы привода напоминал таковой в метро - у тех же Русичей или старых поездов. Даже у старых российских трамваев такого не слышно.
На ролике можно примерную картину себе представить. За качество прошу простить, снималось исключительно ради информации.
Click to view
10. Далее, салон оказался не так и добротно собран. Но это уже к белорусам претензии. На стыках и там, где рельсы были не особо ровные (а нужно сказать, за последние пару лет рельсы почти везде в Москве стали куда лучше), трамвай грохотал, как ведро с гайками, чего не наблюдается у тех же старых КТМ-19.
11. Поручни и щели для кондиционирования. Кстати, возможно, мне показалось, но помимо стандартных печек с потолка также шёл тёплый воздух.
12. Неровные панели и зазоры.
13. Остекление обычное, не стеклопакеты.
14. Сидения обиты материалом с надпиями "Метелица" на русском, английском и белорусском языках.
15. Большинство сидений на таких высоких подиумах, под сидениями подсветка синего цвета. Красиво. Сидений, кстати, очень много. Между дверными проёмами в конце аж 20 мест.
16.
17.
18.
19. В час пик, судя по всему, в трамвае будет весьма неудобно, а общая его фактическая пассажировместимость вряд ли сильно превышает таковую в стандртном трамвае-одиночке.
20. Светодиодное освещение + справа ещё один световой сигнал красного цвета, сообщающий о закрытии дверей.
21.
22. У трамвая электронные табло со всех сторон, так что номер маршрута по бокам продублирован аж четыре раза. Обратите внимание на название модели на белорусском языке.
23. Сзади зеркала сложены.
24.
Далее я поснимал Триколор, потом ездил в ещё несколько мест, затем приехал на ВДНХ, где опять поймал его.
25.
26. Смотрится он, конечно, эффектно.
27. Под линией монорельса.
28.
29.
30. Место для инвалидной коляски возле двери, между ней и сильфонным компенсатором.
31.
32.
33.
34. Узел сочленения. Узко даже здесь.
Пассажиры входили, впрочем, и дивились. Фотографировали. Вспоминали, что слышали о таком в новостях. Многие, правда, отмечали неудобные сиденья и узость салона.
На мой взгляд, трамвай Москеве не подходит. Слишком узкий и тесный - вагоды по сравнению с одиночками нет. К тому же сборка оставляет желать лучшего. Я не сравниваю с десятками моделей и марок, на которых ездил за границей, но для тех, кто хочет понять, что к чему, сравню с уже упомянутыми "Песами". Польские трамваи на голову выше по качеству сборки, по шумоизоляции, по уровню производимого шума и общему комфорту движения. И это при том, что на севро-западе есть участки с рельсами в очень плохом состоянии.
Надеюсь, удастся ещё оценить в пассажирской эксплуатации Альстом и Витязя.