Русский Черноморский флот имеет давнюю и славную историю. Множество выдающихся побед и примеров героизма были навечно вписаны в русскую летопись. Пожалуй, существует лишь одна трагическая и даже позорная страница истории - участие моряков-черноморцев в революционной вакханалии и уничтожение фактически всего флота по прямому приказу Ленина в июне 1918 года.
Во время Первой мировой войны флот действовал успешно, контролируя всю акваторию Черного моря. К 1917 году в составе флота насчитывалось 177 кораблей, в том числе два современнейших линкора-дредноута «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». Активная антироссийская пропаганда революционных деятелей, потрясения 17-го года и последствия печально известного приказа №1 Петросовета, сказавшиеся на всей русской армии и приведшие к ее дезорганизации и фактическому развалу, затронули, конечно, и Черноморский флот, базировавшийся в Севастополе. После октябрьских событий образовалось сразу несколько организаций, претендовавших на управление флотом: севастопольский военно-революционный комитет, севастопольский совет и черноморский центрофлот. Захлестнувший Севастополь революционный бардак и сопутствовавшая ему волна убийств «царских сатрапов» привела к гибели до 1000 русских морских офицеров. Это, естественно, катастрофически сказалось на боеспособности Черноморского флота. Однако, несмотря ни на что, он продолжал оставаться грозной силой.
Линейный корабль "Императрица Екатерина Великая". 1911-1918.
В апреле 1918 года германская армия начала вторжение в Крым. Сопротивление практически не оказывалось - львиную долю времени у «освобожденных» солдат отнимали революционные митинги и забота о хлебе насущном, да и воевать не хотелось. Помимо прочего, уже был заключен Брестский мир, и от большевистского руководства поступали настойчивые указания не вести боевые действия, дабы не «провоцировать» немцев.
Черноморский флот, не имея стабильного единого руководства, находился под угрозой захвата немцами. Комиссар флота Спиро, выехавший в Москву для получения разъяснений о дальнейших действиях и организации снабжения флота, был арестован за непризнание Брестского мира и пропаганду обороны Крыма. 29 апреля исполняющий обязанности командующего флотом контр-адмирал М.П.Саблин отдает приказ об отводе кораблей Черноморского флота в Новороссийск, предварительно отправив туда группу офицеров для оценки состояния порта и подготовки его к приему боевых кораблей. Под огнем немцев, на который было запрещено отвечать, флот покидает Севастополь.
Адмирал М.П.Саблин
Эта встряска немного привела в чувство распоясавшихся моряков. По прибытии в Новороссийск, на общем собрании командиров кораблей, революционных комитетов и представителей матросов было принято решение о необходимости единоначалия на флоте. Командующим был утвержден М.П.Саблин. Поблагодарив за доверие, адмирал произнес небольшую речь:
«Принимая власть на таких условиях, я, при поддержке команд, надеюсь привести суда в боеспособное состояние, но спасти флот не берусь и не могу, так как это зависит не от меня. Спасти флот можно только, имея хоть небольшие, но дисциплинированные сухопутные войска, которые могли бы защитить Новороссийск с суши в случае наступления немцев. Войск же таких нет и получить их неоткуда. Сейчас вот вы обратились ко мне и к офицерам, тем офицерам, которых вы расстреливали, унижали и оскорбляли. Офицеры эти, в количестве немногим более сотни, забыли все и, бросив все и даже свои семьи, ушли с вами, дабы спасти корабли. Вот как сильна в них любовь к России и преданность родному флоту. Так уважайте же и берегите своих офицеров. Сейчас вы сами видите, куда вас завели красные лозунги и фразы излюбленных вами революционных вождей, ваших кумиров. Наступила тяжелая минута, и ваших кумиров нет с вами. Где они?
Покинутые ими, вы вновь обращаетесь ко мне - больному, изможденному старику, и просите спасти. Должен вас еще предупредить, что против офицеров и, в частности, против меня, будет вестись агитация; уже сейчас есть среди вас подлые гады, которые начинают свое дело, но вы должны сами вырвать их из своей среды. Да здравствует наша дорогая, истерзанная, несчастная Россия! да здравствует славный Андреевский флаг!»
Однако, Новороссийск никогда не был приспособлен к принятию таких серьезных военно-морских сил, коими был Черноморский флот. Всеобщая разруха еще более усугубляла положение. Несмотря на многочисленные просьбы адмирала Саблина о присылке снарядов и материалов для флота и новороссийского укрепрайона, большевистские власти совсем не стремились организовать снабжение флота и его содержание - флот был попросту им не нужен. Зато он был нужен немцам, которые с конца мая 1918г. начали требовать возвращения кораблей в захваченный ими Севастополь. И большевистское правительство принимает самое простое и примитивное решение - избавиться от лишней головной боли, уничтожив флот. Нет флота - нет проблем со снабжением, с немцами (а то вдруг русские моряки решат их «провоцировать», оказывая сопротивление) и т.д. В начале июня М.П. Саблин получает предписание: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)». Адмирал срочно убывает в Москву для объяснений: не будучи с точки зрения большевиков «высшим военным авторитетом» (коим, видимо, являлся Троцкий), Саблин и его подчиненные вовсе не считали положение безвыходным, особенно если бы большевистские власти начали реагировать на просьбы о снабжении флота. В Москве адмирал был предсказуемо арестован. В Новороссийске же, ознакомившись с предписанием Ленина, собрание флагманов флота и комиссаров направило ответ:
«Москва. Ленину и Троцкому. Совет флагманов, собравшись 7-го июня с. г. на линейном корабле «Воля» (бывший «Император Александр III» - прим.) и ознакомившись с секретным докладом Морского генерального штаба за №... и предписанием за №.... постановил: ввиду того, что никакая реальная опасность от наступления германских войск как со стороны Ростова, так и Керченского пролива Новороссийску не угрожает, то корабли уничтожать преждевременно. Попытка отдачи подобного приказания будет принята за явное предательство. Подписали: капитан 1 ранга Тихменев, капитан 1 ранга Терентьев, капитан 1 ранга Лебединский и капитан 2 ранга Гутан 2-й».
Линейный корабль "Император Александр III"Но большевикам флот был не нужен. В дело включаются пропагандисты, вновь множатся различные заседания, метания и митинги. Начинается моральная агония личного состава флота. К сожалению, это затрагивает и немногочисленных оставшихся офицеров. Всеобщее голосование большинством голосов высказывается за возвращение в Севастополь, но это многих не устраивает. Тем не менее, 17 июня часть кораблей во главе с линкором «Император Александр III» (революц. «Воля») вышла в Севастополь (позднее они были переданы Антантой Белому флоту и стали основой Русской эскадры). Оставшиеся вывесили сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России». В тот же день в Новороссийске разрабатывается план по уничтожению оставшихся кораблей.
18 июня 1918 года приговор большевиков русскому Черноморскому флоту был приведен в исполнение. Современнейшие боевые корабли во главе с линкором «Императрица Екатерина Великая» (революц. «Свободная Россия») были затоплены и взорваны в Цемесской бухте Новороссийска. За всю историю русского флота это, пожалуй, единственный пример уничтожения без боя собственных военных кораблей. Пример трагический и бесславный.