"Шторм" и "Шквал": КГНЦ продолжает будоражить публику концепт-проектами

May 18, 2015 23:55


.
Крыловский государственный научный центр (бывший ЦНИИ им. академика Крылова) намеревается представить на очередном Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге (МВМС-2015) проекты перспективных авианосца и эсминца, о чём 14.05 сообщил Jane's Defence Weekly (ссылка 1, ссылка 2). Модель авианосца КГНЦ выставлял ещё на прошлом салоне (МВМС-2013), на сей раз она обзавелась номером и шифром проекта - 23000Э "Шторм". Модель эсминца выставляется впервые, тоже с номером и шифром - 23560Э "Шквал". Вряд ли стоит размышлять о "легитимности" происхождении номеров и названий и заявленных тактико-технических характеристиках, пока не будут даны ответы на три принципиальных вопроса.


Концепт-модели перспективных авианосца и эсминца разработки КГНЦ (фото Н. Новичкова с janes.com)



1. Насколько востребованы авианосцы и эсминцы на мировом рынке морских вооружений? Ответ: не востребованы вовсе. Согласно прогнозу на среднесрочную перспективу, объём продаж по классам кораблей составит: фрегаты - 45,6%, подводные лодки - 22,8%, корветы - 20,1%, ракетные катера - 7,7%, тральщики - 3,8%, эсминцы и авианосцы - 0% (см. схему под катом). В связи с этим, не совсем понятны мотивы участия "Шторма" и "Шквала" в МВМС-2015.

2. Способен ли научный центр (ЦНИИ) разработать проект боевого корабля? Ответ: не способен в принципе. Задачи ЦНИИ - это проведение исследований по теории корабля, конструкции корпуса и технологии судостроения; выработка норм, правил и рекомендаций по проектированию и постройке кораблей; выполнение НИОКР и других работ в интересах судостроительной промышленности; участие в разработке кораблестроительных программ и ТТЗ на проектирование кораблей. Другими словами, ЦНИИ занимается всем, что способствует проектированию, но только не самим проектированием.

Прикладное проектирование - прерогатива специализированных конструкторских бюро, имеющих соответствующий опыт и персонал. На всех этапах разработки проекта - эскизного, технического и рабочего, отличающихся друг от друга только деталировкой, на основе принятых конструктивных и компоновочных решений производится детальная проработка каждого помещения силами профильных отделов: корпусного, устройств, систем, ГЭУ, электроэнергетики, вооружения. Результаты проработок (чертежи и спецификации, коих сотни) с указанием массы и центра тяжести утверждаются главным конструктором, контролирующим весь процесс на предмет соблюдения весовой дисциплины. Модель, выполненная без подобной предварительной кропотливой работы - всего лишь модель.

3. Насколько соответствует облик авианосца и эсминца, предлагаемых КГНЦ, реальным аванпроектам, которые разрабатываются сейчас для ВМФ России? Ответ: скорее всего, крайне мало. Руководство Крыловского центра и само признаёт, что это ещё не проекты, а концептуальные модели - отправная база, задающая перспективный облик кораблей (ссылка 3). Однако, судя по тому, что эти модели уже стоят в институтском музее (а не в 1-м отделе), а вскоре и вовсе будут выставлены на всеобщее обозрение на МВМС-2015, экстравагантный концепт не слишком пришёлся по душе военным морякам. Мне тоже.

Ссылка 3 позаимствована у sandrermakoff.



Схема из годового отчёта ОСК за 2013 г. (ссылка 4, стр. 13)

Эсминцы пр. 23560, Новый авианосец

Previous post Next post
Up