"Иркутск": 20 лет спустя

Jun 27, 2022 13:30


.
На днях в СМИ появилась информация от анонимного источника в кораблестроительной отрасли о том, что АПКР К-132 "Иркутск", проходящий глубокую модернизацию в ДВЗ "Звезда" по проекту 949АМ, наконец-то вышел на заводские ходовые испытания (ссылка 1). Положительную в целом новость несколько омрачают два обстоятельства. Во-первых, "Иркутск" пришёл в завод для проведения среднего ремонта в ноябре 2001 г., то есть 20 с лишним лет назад, а в резерв был выведен и того раньше − в ноябре 1997 г. (ссылка 2), не отслужив даже положенного полсрока, а лишь неполных девять лет. Понятно, что 2001 год был не самым подходящим для постановки в ремонт, который фактически начался только в конце 2013 г. (ссылка 3) (госконтракт заключён в апреле того же года − ссылка 4). Но даже так, при заявленном по ссылке 1 сроке вступления корабля в строй в конце 2023 года, продолжительность работ неприемлемо велика.


АПКР К-132 "Иркутск" на предремонтных ходовых испытаниях, Приморье, 26.11.2001 (источник).



Во-вторых, до сих пор нет ясности относительно ракетного боезапаса, предусмотренного в пр. 949АМ. В сообщении по ссылке 1 вновь прозвучала цифра 48, хотя раньше говорилось о 72 "Цирконах", "Ониксах" и "Калибрах-ПЛ" (ссылка 5, ссылка 6) за счёт размещения в каждом из 24 демонтированных контейнеров ПУ СМ-225А комплекса "Гранит" трёх ячеек новых ПУ (из п. 162 недоступного сейчас плана закупок "Звезды" на 2015 г. известен их индекс − СМ-878). Строго говоря, если считать по тоннам надводного водоизмещения, приходящимся на одну ракету, то 48 для 14700 тонн − это примерно то же самое, что 32 для 9200 у "Ясеня-М" (306 и 287 тонн соответственно − разница около 6%). Но если в контейнер "Гранита" помещается три ТПК современных ракет (а они, судя по всему, помещаются − ссылка 7), почему бы не сделать это, повысив в полтора раза военно-экономическую эффективность проекта.

Впрочем, за вычетом не столь уж судьбоносных придирок новость носит сугубо позитивный характер. Пусть и не спеша, но атомные подводные силы общего назначения ВМФ России восстанавливаются. Не считая новостроев, до конца 2023 г. помимо "Иркутска" из ремонта должны выйти "Томск", "Леопард", "Тигр", К-331 (бывш. "Магадан"), "Тамбов", а за ними − "Тверь" и "Волк", и таблица корабельного состава зазеленеет, как весенняя листва. ■

АПКР пр. 949А, Атомные подводные силы

Previous post Next post
Up